поисковый запрос должен быть не менее четырёх символов.

ГИС/GIS

Дата и время

Автор: Гричуха Константин

Дата: 2010-09-12

Записки бывалого таёжника .

Путешествия по Архангельской губернии или Тучкинские рассказы .

Глава 6.

Всем бывшим и настоящим Тучкинцам и Поморцам посвящается . Путешествие из Владикавказа в Архангельск-Тучкино-Ёрнозеро-Падун-Тучкино-Владикавказ. Семнадцать лет спустя .

Начало Здесь . Глава 5 .

Об этом походе я мечтал долгих семнадцать лет . Каждое лето я собирался навестить те места , о которых писал в предыдущих Главах  моих записок . Всё что-то мешало , то отсутствие финансов , то маленькие детки, а то и просто обыкновенные домашние проблемы и вот … Благодаря Интернету я нашёл всех своих товарищей и друзей по работе в посёлке Тучкино и мы решили встретиться на территории тех мест , где когда-то вместе работали . На встречу собирались приехать Володя Якимов , Валька Второв и Вовка Смородин , но в результате у первых двоих , как раз в это время были житейские проблемы и они отказались от поездки. Я же твёрдо решил посетить Русский Север и при этом показать его своему старшему сыну , будущему геологу , Никите . Валька Второв обещал встретить нас в Москве . На сборы ушёл практически целый год – покупка снастей , непосредственно договорённость с людьми , организационные вопросы . Поездка была намечена на начало августа и вот настал тот день когда мы отправились на вокзал города Владикавказ . 31 июля  в 12-00 мы сели в электричку Владикавказ - Прохладный и через три часа были на месте . Здесь мы ждали поезд Нальчик – Москва , в который благополучно сели в 18-00 . Путешествие началось удачно .

Дорога до Москвы запомнилась страшной жарой в вагоне , да и на перроне доходило до 40 градусов тепла , нереальными ценами на вокзалах и смогом от торфяных пожаров , которые начались от Калуги и закончились аж за Ярославлем . Москва тоже встретила нас дымкой . Приехали мы в Столицу в 4-30 утра и было ещё довольно темно . Здесь , как и обещал ждал нас мой давнишний дружище Валька Второв , которого я не видел долгих 17 лет . Встреча прошла , как писали раньше в официальных документах в тёплой и дружеской атмосфере . Валька приехал с старшей дочкой. Благодаря ему мы  собственно  и посмотрели на новую Москву . Впечатлила !!! Особенно потрясла она Никиту . Бешенные скорости , суета и многообразие народа . Старенькая Второвская семёрка бодренько пронесла нас до Красной площади и обратно . Дежурные фотки у Мавзолея и обычные фотографии на память – собор , вокзал и тп. Очень жалко , что Валька не смог поехать с нами , было бы намного интереснее .  Ну и вот мы у поезда Москва-Архангельск .

Прощаться всегда грустно , а в данном случае мне было совсем тоскливо  - когда ещё встретимся . Благо сейчас есть интернет и всегда можно пообщаться в режиме реального времени , но это не может заменить живого общения . Поезд тронулся и все наши мысли были уже на Севере . За окном поезда всё чаще появлялись северные мотивы и утром в 7-00 мы были уже на месте . На перроне нас ждал Смородин Вовка , как прозвал его Никита –одноглазый Джо . За неделю до нашего приезда Вовка с семьёй возвращался из поездки по Алтаю и не удачно чихнув ослеп на один глаз . Тогда казалось , что всё это не серьёзно и после похода всё можно исправить , а сейчас выплывает , что всё это мы запустили . Может стоило сначала полечиться , а затем уже путешествовать ? Будем молиться , чтобы Одноглазый Джо стал видеть обеими глазами !!! Ну а тогда всё ушло на второй план от эйфории встречи , запаха тайги и низких северных облаков.

Сборы длились не долго . В первый день , естественно мы с Вовкой хорошо отметили встречу , ну а 4 августа , прямо с утра поехали в Архангельск за машиной Ромы Ошарова , так как на одной тачке  в четвером  и с грузом уехать было не реально .  В обед мы уже грузились и сразу отправились в дорогу .  Вовка взял с собой младшего сына Семёна , ну и собаку Зулуса . По пути закупили продукты и спустя некоторое время переехали через пантонную переправу реки Лодьма , заплатили пошлину за проезд по Тучкинской дороге и пили пиво в беседке на берегу небольшой речушки .

Вовка , Семён и Зулус  ехали на красной Шкоде , ну а Мы с Никитой на Москвиче - Иж . После пикника я отдал руль Никите и до Тучкино я ехал в качестве пассажира , что со мной случилось впервые за последние годы . На центральном мы искупались , так как вся дорога практически на всём протяжении в пыли . Жалко и себя и машины !!!!

Ну а вот и река Кепина !!! Моя любимая речка из всех которые я когда либо видел . Обязательная здесь остановка , необходимо попробовать давно забытый вкус здешней воды . Красота !!! Можно пить воду прямо у моста – спрашивает меня сын ? Конечно , здесь всё ещё стерильно . На долго ли ? Ну вот и подтверждение – хвостохранилище на бывшем Светлом . Сколько леса испоганили , на фотках выглядит красиво , а в натуре …

Дальше открылась панорама разрушенного посёлка Тучкино ( Поморье ) . Когда то здесь кипела жизнь !!!Сейчас я с трудом нашёл развалины своего дома . Со слезами на глазах я облазил весь посёлок , вернее всё что от него осталось .

Человека по прозвищу Пекарь на месте не оказалось , а именно он должен  был по нашему плану довести нас до моста через Падун . Дело в том , что добывающая алмазы компания поставила кордон на Тучкине ручье и проехать дальше на обычном транспорте , без специального пропуска не возможно . Уж брали лучше бы деньги за проезд . Сплошная показуха  - современный мост через Падун , травка по бортам дороги , сама дорога , как скоростная трасса и … Практически работы не ведутся , по крайней мере я не заметил особых движений транспорта , кроме лесовозов по Тучкинской дороге . Лес , очевидно воруют , прикрываясь крышей СеверАлмаза и АГД . Удобно очень . Думаю , что наши товарищи с Кавказа в этом тоже интенсивно участвуют . Вот так мы оказались в гостях у каротажников , обслуживающих буровые Севералмаза . Ребята хорошие , приютили нас на одну ночь . Тем временем товарищ Пекарь так и не появился . Балок его был закрыт и жены тоже не было . Мы сделали вывод , что он в городе и когда приедет никто не знал . Всё дело осложнялось тем , что в этих местах отсутствует мобильная связь , а спутник , сами понимаете есть не у каждого .  Совершенно расстроившись мы решили следующую ночь  провести  перед мостом через Золотицу . Снарядив спиннинги немного пробежались в верх  по течению реки . За блесной бегал мелкий Хариус и небольшой окушок . Течения практически нет , вода чистая , тёмно-золотистого цвета , берега сильно заросшие . Собственно говоря и 17 лет назад в этих местах рыбы было мало , всегда ходили вниз по течению от реки Белой . Устроились мы основательно , перекусили и собирались ставить палатку .

Первоначальные планы похода были таковы – до Тучкино на машинах своих , далее на УАЗике до моста через Падун , потом вниз по Падуну до Ёрнозера и далее ходом до заранее обустроенного лагеря . Теперь планы менялись . К нам подошли наши друзья - каротажники и Рауль предложил отвезти нас на ГТСке до реки Кепина ( примерно 14 км от Тучкино и в 6 км выше устья реки Шочи ) . Мы были рады и такому варианту . Быстро грузим вещи и вперёд !!!

Добирались в пределах двух часов  , по пути сломались , меняли ремень на генераторе , благо с собой оказались необходимые инструменты и запчасти . До реки добрались часов в 11 вечера . Ночи ещё светлые , поэтому быстро разбили походный лагерь . Выпили с Раулем и Вовкой  за удачу по 20 грамм спирта , перед этим накачали лодки и разобрали снаряжение .  Проводили Рауля , пожелав ему добраться до Тучкино без приключений . Никита ещё успел сбегать поспининговать и увидел первого бегущего  за блесной Хариуска .  После всех приключений пацаны быстро отрубились. Мы с Вовкой последовали их примеру .

Проснулись мы практически с первыми лучами солнца . День обещал быть тёплым и солнечным . Вовка с Сёмой ещё спали , а мы с Никитой пробовали спининговать . Поднявшись примерно на двести метров вверх по течению Кепины мы обловили весь участок реки . Поклёвок так и не было . Вернулись в лагерь , а там Смородины уже вовсю готовились к сплаву . Быстро перекусив мы начали собирать снаряжение . Я хорошо знаком со сплавом по лесным рекам , когда то частенько этим занимался . Стоило просто вспомнить , что получалось у меня само собой . У Никиты же это был первый сплав . Всё оборудование загрузили на две лодки . Одна катамаран с мотором , другая резинка без надувного дна , ёмкостью на 400 литров . В путь !!!

Первые движения лодки были несколько неловкими , но через пять минут руки и ноги всё вспомнили и наша лодка пошла ровнее и увереней . Катамаран же Смородинский быстро скрылся за поворотом . Мы же плыли не спеша . Никита осваивал технику лова спиннингом с лодки , да и я нет -  нет забрасывал блесну , но хариуса мы так и не увидели . Тихим сапом миновали устье Шочи . Катамаран периодически мелькал впереди . Погода в это время начала портиться – тучи предвещали грозу . Комары и Мошки интенсифицировали пожирание открытых частей наших тел . Именно здесь мы заметили , что на дне нашей посудины появилась вода . Смородин Вовка судорожно искал место где можно выйти на берег и переждать дождь , одновременно подлотав лодку . Только мы выбрались на берег и ливануло . Здесь мы и пообедали , заодно устранив все проблемы .

Дальше в путь !!!! Ниже по течению стал брать и Хариузок . Радости у нас не было предела . Я на спиннинг не ловил 17 лет , а Никитка вообще взял данную снасть первый раз в жизни . Есть начало !!!

Ночевали мы в районе Олмугской петли , недалеко от впадения  реки Олмуга . Первая уха из Хариузов  под спирт  и запах костра . Красота !!!!

С утра дальше , но уже с интенсивной рыбалкой . Да , в мои времена на этой речке и именно в этом месте рыбы было значительно больше !!! Как назло именно здесь , когда стал относительно хорошо брать Хариузок я сломал весло . Пришлось практически не рыбачить , а уделить всё внимание сплаву . Никитка же  успел надёргать штук пять – шесть . Для первого раза не плохо , учитывая тот факт , что мы особо и не ловили , рассчитывая прийти сюда уже с места постоянной дислокации . Если бы мы знали , что на Кепину больше не попадём …. А вот и место слияния  рек Кепины и Ёрны .

Дальше нам предстоял путь вверх по течению реки Ёрна . Мы протащили на себе лодки метров 300 вверх по течению и остановились пообедать . Здесь мы были уже не доступны для набегов рыбинспекции с Кепинского кордона . Никита здесь первый раз попробовал рыбу на рогатке и запечённую в углях . Вкуснотища !!!

Дальнейший сплав больше напоминал бурлаков на волге , чем рыбалку .  Река , как и предполагали была вся в траве и водорослях , что затрудняло передвижение на моторе , поэтому часть пути пришлось тащить лодки на себе вдоль берега реки .

Здесь мы не рыбачили и снасти даже убрали в чехлы , дабы не цепляться за прибрежные заросли . Как раз в этом месте мой фотоаппарат первый раз дал сбой . Акаммуляторы сели , а батарейки оказались не доступны  . Ночевали мы на среднем течении реки Ёрна . Здесь есть тропинка выходящая мимо Окунёвых озёр на Олмугскую петлю Кепина .  Здесь когда –то мы с Валькой Второвым и Колькой Павловским зимой ловили Хариузка .  Кстати именно он не давал нам покоя , булькал и булькал прямо напротив нашего стола .  Снасти достовать так и никто не захотел . Все довольно сильно притомились . Ночёвка прошла спокойно. С утра быстро собрались и  довольно скоро оказались около старого моста по дороге на Верхотину .

Здесь мы  с Вовкой пацанов высадили на берег , а сами  на шестах поднимались вверх по течению реки  и так аж до избы на Нижнем Ёрнозере . Путь был тяжёлый , что даже вспоминать не хочется . У избы были в три часа ,

Поэтому решили пройти ещё до следующей избушки на Верхнем Ёрнозере .  Это путь пролетел относительно быстро , практически всё время на моторе , хотя плыли порядка пяти часов . Местами приходилось идти на шестах и тащить лодки на себе . И вот наконец-то устье Ёрны  ( той что между озёр )!!! Я предполагал , что мы  отправимся дальше , но Вовка рассудил по своему . Я не много позлился , но умом понимал , что он делает всё правильно , о чём и сказал ему на следующий день . А сегодня мы ночевали в избе .

Мне не понравилось – грязно , пыльно , душно и всё противно , отвык от такого бардака . Я всегда предпочитал селиться в своей палатке , так чувствуешь себя более свободным , в любой момент всех можешь послать на ….  Есть правда одно преимущество  - в избе всегда сухо !! Большой плюс . Ну а наша ночёвка прошла молча . Все устали , плюс я рвал и метал . Всё это привело к тому , что мы легли первую ночь на сухую , я оставил немного спирта по приезду на место , а тут такой облом … Спали все , как убитые , кроме меня . Я встал рано  . Красота неописуемая . Тишина !!!

Хочу на рыбалку , а мы всё никак не доедем !? Вовка встал буквально сразу за мной . Чай , кофе , не большой завтрак . мы решили собрать лагерь и переехать в то время , пока наши мальчики спят .  Через полчаса мы были уже на небольшом озере , являющимся продолжением Верхней Ёрны и соединяющимся с последним небольшой протокой . Наконец-то мы добрались . Вовка показал мне где что лежит и отправился забирать пацанов . Я приступил к изучению места рыбалки и обживанию   участка , где предстояло провести почти три недели . Здесь было ещё красивше, всё таки  наш дом на ближайшее время .

Лагерь в целом Вовка и Рома Ошаров ( отдельное им персональное спасибо ) обустроили ещё за месяц до нашего приезда . Нам стоило его только обжить  и использовать в своё удовольствие . Дело в том , что мы с Никитой через месяц оказались бы во Владикавказе , а Вовка с Ромой ещё не раз сюда приедут .  Мы старались вести себя здесь не как гости , а как хозяева . Правда всё время помнили – мы Здесь временно и скоро всё это будем вспоминать , как далёкое хорошее , которое хочется помнить и хочется вернуться сюда вновь и снова !!! Место на безъимянном озерке оказалось прекрасным и мы сразу преступили к рыбалке , к тому собственно ради чего мы сюда и добирались .  Жили мы дружно , практически не ругались , за исключением небольших бытовых несовместимостей , которые происходят в любой компании  , заключённой в замкнутое пространство .  Вовка занимался сетками , мы с Никитой ставили жерлицы и ловили на разнообразные снасти , а Семён поварил и в основном ел , что доставляло ему огромное удовольствие .  Рыбалка была не то чтобы классная ( по моим старым представлениям ) , но довольно сностная . Клевало практически на всё . Окунь брал на кукурузу , макароны , а сарога ( плотва ) залихвастски брала на блесну – вертушку приличных размеров , при этом садилась на три крючка тройника . Парадокс !!!  Рыба , как и погода сошла с ума !! Первые несколько дней прилично блесну брала щука , бегала за воблером , да и на Джиг шла хорошо , а потом резко поменялась погода . Похолодало , мошка практически исчезла и клёв несколько ослаб . Мы на рыбачились по полной и решили прогуляться ……

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Фотоальбом начала нашего путешествия .

Продолжение

Просмотров: 6151

Добавил: Север (fww74@mail.ru) в 21 Oct 2014 13:57:02
Читал запоем. Сам когда-то жил в КОМИ АССР: рыбалка, походы в тайгу; до сих пор обязательно снится во снах моя вторая родина. Спасибо автор.