поисковый запрос должен быть не менее четырёх символов.

ГИС/GIS

Бесплатный анализ сайта

Яндекс.Метрика

Дата и время

Записки бывалого таёжника .Путешествия по Архангельской губернии или Тучкинские рассказы . Глава 13.На лыжах на реку Котуга .

Автор: Гричуха Константин

Дата: 2011-01-09

Все Тучкинские рассказы Здесь :

Обсудить статью на Форуме КостяНика .

Записки бывалого таёжника .

Путешествия по Архангельской губернии или Тучкинские рассказы .

Глава 13.

Начало Здесь .

На лыжах на реку  Котуга .

Многим путешественникам , геологам и туристам знакомо чувство приближения полевого сезона . Заканчивается зима и вот уже весна на дворе и хочется всё бросить и окунуться в необъятные просторы тайги . Так и было весной 1989 года . Весна выдалась морозной и снежной . Я сидел на проекте и начало полевого сезона могло задержаться , а по снегу тогда ещё мы не работали . Тоска брала за сердце , последний раз выезжали на охоту с рыбалкой в октябре прошлого года .А сейчас уже март на дворе и ужасно тянет в тайгу . Сидели мы вот так вечерком с Валькой Второвым и мечтали …. А что собственно мечтать , а слабо ли отправиться на рыбалку на Котугу , что за 60 километров от Тучкинского посёлка ? Глазки загорелись , а руки сами стали собираться . У Вальки были отгулы , ну а я отпросился на 10 дней , благо те у кого необходимо было отпрашиваться жили тут же , через дорогу . Мы отправлялись в те места где год назад успешно охотились и рыбачили , на Ольгинский участок - http://grinikkos.com/view_post.php?id=130. Я прошлой весной два раза ходил туда пешком , но тогда была хорошая накатанная дорога и к услугам лыж прибегнуть не пришлось . Сейчас же ситуация была несколько другой . Участок отработали и зимника туда не было . По слухам на участке оставался балок Курбановны ( нашей поварихи ) , который бросили  по причине не транспортабельности . В балке была печка и запас дров .  Там же оставили буровую установку ,  не успели  её вывезти до морозов и оставили на месте , так как планировали летом работы несколько севернее . От балка до Котуги было ещё примерно около 7 км. ,  но это мелочи  и по этому маршруту мы бегали на рыбалку постоянно . Собирались споро . Два ружья с боезапасом достаточным на 10 дней , зимние снасти , ледобур , маленький топорик , пять булок хлеба из расчёта полбулки на день , 10 картошин , сухие супы , известные в народе как змеиные , ну и соль , сахар , чай . Шли налегке , из тёплых вещей взяли ватные штаны  и телогрейки , с тем расчётом , что их можно там и бросить , в то время этого добра было достаточно . Естественно запасные портянки и шерстяные носки , всё остальное на себе , но так как бежать необходимо на лыжах , брали вещи облегчённые и не слишком тёплые . Погода стояла хорошая , днём тепло , а ночью небольшой мороз . По утрам был хороший наст и можно было спокойно идти пешком по целине .  Всё казалось бы сопутствовало хорошему походу . Вся ночь ушла на подготовительные операции , выдвинулись в четыре утра по тёмному . Дорога была знакомая , тем более первые 5-7 км . по накатанной лыжне , здесь мы катались на беговых лыжах . Да и начало похода прошло без лыж . Наст держал и лыжи мы привязали к поясному ремню . С первыми солнечными лучами мы вышли к балку , который стоял на реке Шоча , здесь попили чайку и уже скоро вышли На реку Кепино . Путешествие протекало успешно . С нами была лайка Чика и нам периодически приходилось отвлекаться на её лай . Глухарей было много , а вот скрасть их у нас не получалось  . Берега реки довольно крутые , наст трещит и тихо подойти не получалось несмотря на все старания собаки .  Передвигались мы вдоль реки , вода здесь даже в большие морозы замерзает не каждый год , течение достаточно быстрое . И вот здесь Чика закрутила для нас лося .  В охотничьем азарте Я с Валькой в две пушки уложили его на противоположном берегу . Переправились к туше , перетащили её под  ёлки , чтобы не видно было с воздуха и только тогда поняли , а что же дальше . До посёлка уже порядка 25 км . , идём вроде на рыбалку  , что делать с убитым лосем . Вариант первый , один возвращается в посёлок , договаривается с бураном Вовки Смородина и мы продолжаем поход , но теряем при этом около суток , а то и полтора . Второй вариант , тушу бросаем , маскируем и возвращаемся к ней уже после рыбалки .  В посёлок возвращаться мы не захотели , поэтому победил второй вариант . Убитого лося укрыли еловыми ветками , следы крови с наста срезали и засыпали снегом с песком . Пришлось пожертвовать парой  свеже  стрелянных гильз с острым запахом пороха и потной майкой , всё это должно было отпугнуть хищников от нашей добычи .  Мы вырезали лосинную печёнку и большой кусок ляжки и взяли всё это с собой погрузив на импровизированную волокушу из веток и пары лыж .  Тащить пришлось по реке , благо отсюда пошли плёсы и река полностью замёрзла .  Поклажа оказалась весомой , тем более что кусок мяса разложили по рюкзакам , решили и на рыбалке полакомиться свежениной . Груз дотащили до переправы через Кепино , здесь проходил старый зимник и дорога пошла уже на Ольгинский участок . Решено было рюкзак с мясом оставить здесь и забрать его на обратном пути . Мы поленились и вместо того чтобы привязать мясо к  тонкой и высокой берёзке , как это делают настоящие таёжники , просто закопали его под поваленным деревом в снег , зачистив следы и оставив очередную медную гильзу .  По идеи должно было сработать …. Тянуть было тогда некогда  , до балка отсюда 7 км . по дороге занесённой снегом , но всё же не по целине .  Подъём от реки Кепиной прошли по светлому , но ближе к трубке Победа совершенно стемнело . Шли медленно , особенно в подъём , днём потеплело и наст уже не держал , приходилось идти на лыжах . Собственно поэтому мы и оставили больший кусок мяса , захватив с собой  килограмма примерно 3-4 . Тянуть с собой ещё один рюкзак на себе не представлялось возможным .  У Вальки вдобавок ко всему начало болеть колено , старая травма полученная ещё в ранней юности .  Ночь была лунная , а дорога мне знакомая . Светло , как днём .  Вот только вызвездило и довольно прилично похолодало , градусника не было , но по опыту решили , что не менее 25 ниже нуля . Это было неприятным сюрпризом .  Привалов практически не делали , холод гнал вперёд к балку с печкой . На участок пришли около часа ночи . Буровая на месте , но печки там не оказалось , двинулись дальше к балку . Слава богу нас не обманули . Но где же печка ? Труба не торчала , значит её не было . Открыли балок , заколоченный гвоздями и убедились окончательно – буржуйки не было .   В балке температура не намного выше чем на улице .  Лагерь на Ольгинском стоял  в старом горельнике и когда не было снега можно было найти море толстых сучьев пригодных для костра .  Сейчас же снега намело метра полтора до земли и вокруг стояли сухие строевые ели метров под 30 высотой и не одного сучочка . Чем развести костёр то собственно ?  Дров с печкой не оказалось , топориком валить толстую  сушину  пришлось бы часа два , а потом столько же чтобы отрубить первое палено .  Жечь балок ? Не выход , мы пришли получать удовольствие а попали …  Пробовали немного согреться , так как пока пёрли сюда смокли и теперь мороз делал своё дело . Необходимо срочно развести огонь , иначе беда .  Маленький огонёк развели прямо на полу балка , всё сразу заволокло дымом , как с печкой по чёрному , но в душе потеплело .  Настругали строганины из лосиного мяса и накатили по рюмашке спирта для поддержания духа . Решили уходить в тайгу , искать дровяное место и там устраивать лагерь . Ночевать нам предстояло в течении семи –восьми ночей и дров нужно было много . Мороз судя по всему проверял нас на прочность . Спирт сделал своё дело , тепло пошло по всему телу и можно было и поспать если бы не чувство голода и мороз .  Я вспомнил , что ещё прошлым летом вместе с лесниками  мы готовили дровяные поленницы , которые должны были вывезти в Поморье . Может не всё забрали ? Снега навалило в этом году много . Совершенно ровная поверхность вокруг . Ан нет , вон там в 100 метрах от балка маленький бугорок . Посмотрим !  Есть , под снегом поленница дров , а рядом ещё одна !!!!  Перетащили четыре штуки к балку , а что дальше . Диаметр самого маленького поленца составлял не менее  50 сантиметров .Строгать топориком маленькие лучинки , выхода нет , бересты рядом не наблюдалось . Валька помаленьку настругал лучинок и напротив входа в балок , на листе тонкого железа , которое служило в балке основанием печки  , запылал маленький костерок . Да так мы будем тратить каждый день по часу на разведение огня , а ещё и покушать что-то нужно приготовить .  И вот здесь нам опять повезло – мы нашли бочку солярки , которую по неизвестной причине бросили на участке .  Через два года после этого на сейсмо - профиле Архангельск – Белое Море я наткнулся на брошенные сани с 20 бочками , заполненными соляркой . В те времена такие находки были не редкостью .  Думаю эти сани до сих пор так там и стоят . Ну а сейчас солярка была нам подарком .  Нашли в балке кастрюлю и наполнили её горючей смесью .  Сложили поленницу дров вокруг разгоревшихся лучинок и туда консервную банку солярки . Красота , огромный костёр запылал . Теперь можно и расслабиться . Сняли двери с балка  , благо их было как раз две . Они должны были послужить нам вместо кроватей , лапника в округе естественно тоже не было  .   Вокруг сухостой на ближайшие 2-3 километра .  Железяка постепенно опускалась всё ниже и ниже . Снег вокруг таял и сразу образовывалась ледяная корка наста . Натопили снега полный котелок и горячий супчик согрел не только наши желудки но и поднял настроение . Спирт под  страгонинку  и горячий чаёк закончил картинку благополучия  и мы предварительно утеплившись заняли свои ложа . Всё равно было холодно . Пришлось всю ночь переворачиваться с бока на бок . Ветер дул нещадно  и огонь согревал только с одной стороны . Одеты мы были тепло . На ногах валенки с шерстяными носками и сухими войлочными портянками , ватные штаны . Валенки правда не успели просушить и досыхали они прямо у нас на ногах . Козий свитер , телогрейка , меховые рукавицы и шапка завершали спальный костюм .  Грех жаловаться , спали мы не плохо !!! Утором костёр ещё горел , это было замечательно , не было нужды всю ночь бегать и подкидывать дрова .  Натопили водички на чаёк , быстрый перекус и в путь на рыбалку .  Слава богу тяжёлые рюкзаки остались в лагере и мы приняли свой боевой вид . Потеплело и пошёл снег .  Лыжи катили как по маслу , да и дорога нам была знакома . Через минут сорок мы добрались до небольшого перевала , за которым собственно и начиналась долина реки Котуга . Здесь год назад я наткнулся на тушу только что убитого медведем лося .  Лайка Чика была ещё щенком , но предупредила меня задолго до  туши . Может поэтому я избежал встречи с мишкой . Туша была слегка присыпана мусором , кровь вовсю лилась из лосиных ран . Судя по всему охота закончилась буквально на наших глазах . Медведь бросил добычу и поспешил ретироваться . По опыту я знал , что он вряд ли сюда вернётся . Человек для медведя авторитет без всяких но .  На всякий случай я тогда выстрелил в воздух пару раз , гильзы оставил на туше , пометил ближайшие деревья , пописав на них , ну и наследил по полной . Вернулся в лагерь за подмогой , но случилось так , что пойти со мной за добычей было не кому . Все были заняты на работе , ну а кто-то просто не захотел .  На следующее утро я собрал целую экспедицию из пяти человек , заодно собрались и порыбачить на реке . Когда пришли на место лося там не оказалось . Площадка была плотно утоптана волчьими следами , а от туши  остались лишь две косточки и копыта . Больше мы ничего не нашли . Волки пировали похоже всю ночь .  Все мои уловки не помогли . Мне тогда подумалось , что и с нашим лосем произошло тоже самое .  Но у нас есть рюкзак полный мяса , которое к тому времени уже замёрзло и думается не так  источало запахи свежей крови ? На Котугу подошли к часам десяти .  Лёд не тронутый , следов бурана и лыж нет . Мы первые в этом году .  Лунки просверлены и вскоре на льду трепыхались первые хариуски .  Рыбалка была хорошая , несмотря на небольшой снег , который в это время шёл обычно вечером , ночью и заканчивался утром . Рыбу мы брали только крупную , более 500 грамм . Хранить её в это время просто , солить совершенно не нужно . По такому расписанию пошло пять дней . Утром мы отправлялись на рыбалку , а вечером возвращались в лагерь . Река Котуга , как известно находиться в зоне Кепино-Соянского заказника и таким способом мы обезопасили себя от возможных неприятностей .  Место нашей ночёвки постепенно опускалось и наконец –то показалась земля .  Образовалась воронка глубиной примерно полтора метра , стенки которой мы ещё и нарастили вырубая куски наста  и выкладывая их , как шлакоблок вокруг кастровища . Последние две ночёвки были самые шикарные . Ветер уже не поддувал  , мы спали на уровне земли , да и немного потеплело . Рыбы набралось уже достаточно и мы решили сворачивать своё путешествие .  Уходить решили ночью . Опять вызвездило , луна прекрасно освещала гарельник и идти можно было без фонарика .  Рыбу уложили  , распределив её  в станковый рюкзак и короб . Ужин устроили королевский – уха , запечённая глухарятина и остатки страгонины  . Хлеб кончился , закусывали последними сухарями . На дорогу оставили банку сгущёнки и немного заварки чая  . Была мороженая рыба и мясо , которое мы должны были забрать по дороге .  С голоду не помрём ! Попрощались с гостеприимным местом и в путь . Усилившийся мороз подгонял нас и мы довольно быстро  добрались до спуска к Кепиной . Здесь нужно было входить в лес и нас окутала полная темнота . Включили фонарики , но  света не хватало . Наста не было и приходилось спускаться на лыжах . Разогнаться не получалось  . После пару таких попыток мы оказывались в снегу , каждый раз натыкаясь на неожиданное , невидимое в темноте препятствие . Спускались к реке казалось бесконечно долго . Наконец-то спустились и решили здесь дожидаться рассвета , впереди подъём и не хотелось остаться ещё и без лыж .  Нарубили лапника , развели костёр . Я пошёл искать мясо и … Его там не было . Может в темноте место не то ? Ладно отложим решение проблемы до утра . Есть ещё не хотелось и мы согревшись  чаем решили немного подремать .  Как назло мороз всё больше крепчал , а всё тёплое мы оставили на месте временного лагеря . Очень холодная ночёвка-дремалка у нас получилась . Колотило страшно и мы практически всем телом зарывались в огонь рискуя остаться без верхней одёжки . Спина при этом моментом замерзала и приходилось крутиться как юла . Рассвет мы встретили с радостным облегчением .  На снегу рядом с тем местом где мы спрятали мясо хорошо были видны следы Росомахи .  Вот зараза !! Рюкзака мы так и не нашли . Возвращаться домой решили по дороге . Снега навалило прилично и идти по реке не совсем безопасно , да ещё гружёнными .  К убитому лосю спустимся с дороги , благо до реки оттуда не более 200 метров .  Поначалу шли довольно споро . Опять пошёл снег и потеплело . Март всё таки .  По дороге стрельнули глухаря из под Чики , ещё добавился груз . Маленький кусок лосятины мы всё таки несли с собой , с килограмчик  Валька припрятал .  На подходе к лосинной туши начались неприятности  . На наших глазах Чика подняла и погнала Сохатого .  Лай слышался долго . У нас же желания идти на него не было .  Через какое – то время донеслось  жалобное  поскуливание , затем тишина и волчий вой .  Два выстрела в догонку вою и всё стихло . Ждали собаку с полчаса и решили продолжать движение . Если случилось то о чём мы подумали то собаке уже не помочь .  К туше лося спускаться уже не было смысла , её очевидно уже доедали .  Вот здесь и Валька стал сдавать . Больное колено давало о себе знать в самый неподходящий момент .  Я решил сделать привал и для этого далеко оторвался от своего друга , да бы успеть развести костёр к его приходу .  Привал устроил недалеко от дороги . Развёл под ёлкой костерок , натопил воды . Самый раз перемотать портянки .  Снял валенки , размотал портяночки и сунул ноги в снег .  Повалил пар , как будто только что из бани . Вот так ноги закипали при движении на лыжах . Замёрзнуть не вариант , пока двигаешься .  Первой к огню пришла лайка . Живая и здоровая , только хромая . Она совершенно не опиралась на левую заднюю лапу . Очевидно подвернула лапу или ещё чего , этого мы уже не узнаем .  Вот так на трёх лапах она и пришла домой , а потом ещё в течении трёх лет периодически при дальних походах хромала .  Подтянулся и Второв . Чай удался на славу !!! Вкуснее ничего  я ни до ни после не пробывал . Горячий чай , холодная сгущёнка и страгонина из Хариуса !!! Перекусили , обсушились и дальше в путь . По дороге хромая Чика сделала нам ещё одного глухаря . Я поменялся с Валькой поклажей , у него всё больше болело колено .  В Тучкино мы пришли по темноте , даже не зачехляя оружие . Усталые , местами раненные  , но довольные и все живые .  Крепкий чай , похлёбка из глухаря , жаренный хариузок  и холодная водка с мороза быстро поставила нас на ноги . Было много гостей и веселья .  Утром  рыбы у нас уже не было . То что не съели , разобрали гости дорогие , многие из которых не стеснялись  в количестве выбираемых подарков . А нам было совершенно не жалко !!! Разве дело в рыбе ? Это поход я помню во всех деталях до сих пор , думаю что и Валька Второв часто его вспоминает . А вот тех кто разбирал ту , так тяжело нам доставшуюся рыбу  я уже и не помню . Всё таки в рыбалке важен не результат , а сам процесс и особенно те люди которые в нём участвуют .  Хотя лукавлю конечно , продукт рыбалки тоже важен , иначе останется осадок и впечатления от задуманного похода будут уже не такими яркими .  Удачи Вам в походах и путешествиях и не совершайте наших ошибок . Собственно для этого я и всё это пишу . Берегите себя !!!! P.S. Фотоаппарата тогда у меня не было , до сих пор жалею , поэтому фотки Вовки Смородина , сделанные значительно позже , но примерно всё так и было !!!