поисковый запрос должен быть не менее четырёх символов.

ГИС/GIS

Бесплатный анализ сайта

Яндекс.Метрика

Дата и время

Записки бывалого таёжника . Путешествия по Архангельской губернии или Тучкинские рассказы . Глава11. Наша Дача .

Автор: Гричуха Константин

Дата: 2010-12-26

Все Тучкинские рассказы Здесь :

Записки бывалого таёжника .

Путешествия по Архангельской губернии или Тучкинские рассказы .

Глава11.

Наша Дача .

Начало Здесь .

Каждому человеку хочется периодически покинуть душную атмосферу города и отправиться на природу . Многие из нас строят загородные дома и домишки , называемые по разному – огород , дачный участок , домик за городом или просто дача . Всё остальное зависит от благосостояния владельца этого благословенного места . А если Вы почти круглый год находитесь в тайге ? Захочется ли Вам уединиться ? Может Вас потянет в душный и противный город ? Оказывается не всегда . Это место мы нашли в июле 1989 года во время сплава по реке Това . В отряде у меня были тогда Валька Второв и студент . имя которого я к сожалению запамятовал . В то время мы хорошо рыбачили на реке – форель и хариус клевали замечательно . Один из маршрутов должен был проходить по небольшому левому притоку реки Това . Мы шли со шлиховкой и отбором донных проб . Выскочили на озеро из которого и вытекал ручеёк . Озеро оказалось изумительно красивым , с островом посередине и сосновым бором , окаймляющим восточный берег озера . Вода довольно чистая и прозрачная . Мы решили в день камералки исследовать его более основательно . Утром на следующий день так и поступили . Ближе к вечеру ожидался борт и мы планировали отправить рыбу в посёлок , правда не ожидали что её будет так много . Рыбачить начали от ручья и передвигались на север . Поначалу клевала мелочёвка , которая нас совершено не интересовала . Озеро как озеро . таких много на Северах и мы почти что засобирались обратно в лагерь . Валька предложил перекурить и мы присели прямо на болотистых кочках на берегу озера . Я свою удочку выбросил на берег , а валька оставил лежать поплавок на мелководье . Неожиданно вода в озере забурлила и поднялась волна , которую гнала какая-то рыбина . Мы наблюдали как заворожённые . Поплавок неожиданно исчез , а удилище повело в сторону . Резкое движение Второва и на берегу переваливался окунь на 1.5-2 кг . Сейчас сказать точно сколько он весил нельзя , весов тогда с собой не возили . Но рыбина была большой и такие экземпляры даже для тех мест редки . Тогда мы натаскали таких окуней штук по пять на брата , да ещё и щуки по 2-3 кг на рыбину не мерено . Брало и в проводку и стоящий поплавок . На спиннинг не ловили , тогда мы были удочниками . В конце озера я высмотрел место , которое при желании можно приспособить под вертолётку . Места здесь сухие , удачный лагерь может получиться . Рыбу с озера ели вынесли . Когда грузили в вертуху , без голов и выпотрашенной получился полный мешок из под картошки . В этом лагере на Тове мы стояли около 10 дней и ещё не раз захаживали на озеро , тем более что рыба не реке перестала брать . Студент раз с нами напросился . Ловить он совершенно не умел , но всё ему было интересно . До этого я сломал удочку , вытаскивая очередную щуку. Студенту пришлось её отремонтировать , чтобы пойти с нами на озеро . Расположились мы недалеко друг от друга , выбрав места где до этого клевало прилично , студенту , естественно досталось не самое клеевое место . К моему удивлению брать стало именно у студента . Со страшными горловыми криками – Акула !!! – студент бросил удочку и помчался на берег . Я вовремя подоспел , хорошая щука не успела утащить удочку . Как известно пойманная щука при приближении к берегу пытается освободиться от крючка , при этом она широко открывает пасть и движется прямо на рыболова . Зрелище не для слабонервных и студент просто испугался . Так он пугался ещё раза три , в перерывах вытащив пару килограммовых окуней . У меня же с Валькой было штук пять щук и не одного окуня и это на двоих . Вот такое фиаско , подтвердившее правило что новичкам и дуракам везёт на рыбалке . Короче озеро запало в душу и мы решили приехать сюда осенью , на основательную разведку . После окончания полевого сезона хочется понежиться в спальнике до обеда , не соблюдать никаких правил и при этом вроде как ещё и находиться на работе . В середине сентября к Вальке приехал брат Сашка и мы решили втроём полететь именно на это место . Разведка прошла успешно . На озере ставили жерлицы и небольшую сетку . В основном правда охотились . Дичи здесь оказалось более чем достаточно . В это время охота из под лайки и мы решили весной поставить здесь более основательный лагерь . А сейчас провели детальную разведку местности и обнаружили маленькое озеро с совершенно чистой водой , где мы ловили живцов на жерлицы , так как в большом озере совершенно не клевало . В маленьком озере , на глубине около 5 метров мы заметили практически целый деревянный сруб . Как он туда попал так и осталось загадкой . Недалеко от этого места мы нашли зимовье , проросшее соснами и медный чайник в нём . Возраст его примерно 100 лет . У стариков местных спрашивали , говорят что в эти места давно никто не хаживал , мол далёко от жилья . В следующий раз сюда мы заехали только в конце апреля 1991 года . В 1990 году было много работы и Дача оставалась без хозяина . Состав в 1991 годы несколько изменился . Добавились Вовка Смородин , Сашка Шмерин , Грязнов Александр . Весёлая подобралась компания . Я был уже женат и все усилия были направлены на добычу пропитания . Рыба ловилась сама – жерлицы делали своё дело . Подо лдём ловили окуня и пару раз ходили на Тову за хариусом . В основном я охотился . Оказалось что здесь есть глухариный ток , правда очень широкий и по сравнению с Мельским полная ерунда . Глухаря и из под собак хватало . Смородин надыбал косачинный ток , на который ездил самостоятельно и никого к нему не подпускал . Рябчик на свистульку летел как бешенный . Ещё позапрошлым летом мы нашли маленькие озёра кишащие рыбой . Летом к берегу не подойти было , болото . Бросали в воду крошки хлеба и рыба буквально выпрыгивала из воды . Когда на нашем озере перестало клевать ч вспомнил об этой находке . Сам правда не поехал , но направил туда ребят . Они вернулись с полными санями рыбы и восторженными рассказами о волшебном озере . Хорошо отдохнули и запаслись провиантом , решили осенью устроиться здесь более основательно . Так и получилось . Залетели сюда в середине октября с работой . Должны были бить биогеохимические профиля . Состав был тот же , кроме Второва . Добавился правда Лёшка Попов . Завезли сюда доски , появилась бензопила . Сделали основательную палатку с деревянным полом из берёзы и стенами из досок . Можно было вполне зимовать . Напилили дров года на два . Соорудили вертолётную площадку . Но так получилось что в основном работали , что правда не помешало привезти мне домой два 12 литровых бидончика птичьей грудины и море рыбы . Охотился я в основном по ходу маршрута ( ходил один ) и приносил по два –три глухаря зараз . Кто знал тогда , что в этом составе мы больше никогда не поохотимся ? Зимой 1991 года я перевёлся в Юрасскую экспедицию и весной 1992 года соблазнил Лёшку Сафонова на поездку на Дачу . Это было последнее посещение мной Тучкино , следующее состоялось через 18 лет . Путешествие началось с посёлка Лахты . Решили добираться на попутках . Авантюра , но как не странно к вечеру мы были уже в Тучкино . В Лахте нас подобрала геологическая машина и довезла до Исаакагорки . Дальше автобусом до железнодорожного вокзала и с пересадкой добрались до Нефтебазы . Вот Здесь прошли пешком около двух километров . По дороге встретилась вахтовка за три рубля доставившая нас до Ижмы . Ещё пятьсот метров пешком и решили перекурить . Всё таки нагрузились прилично , ружья , патроны и снасти весят далеко не пять кг . Повезло снова !!! Лесовоз подобрал нас и вылезли мы аж на реке Кепино . Опять перекур и снова удача . Геофизики на ГТСке довезли до развилки на Светлый и тут же пересели на бортовуху до Тучкино . Пару дней пропьянствовали в посёлке и на утро нас выбросили на даче . Связи у нас не было , договорились что нас заберут через десять дней , на 10 мая . Расположились мы удобно , у нас всё было , еды достаточно , дров в избытке . Если бы не Сафонов …. Оказалось , что у меня нет напарника , а есть просто сосед , который не хочет рыбачить и тем более охотиться . Кушать готовить он тоже не хочет . Книги , природа , небольшие прогулки - я к этому готов не был . Пришлось приспосабливаться . Собак у нас тоже не было , поэтому необходимо держать ухо востро . Поохотился я на славу !! Рябчиков пострелял на свистульку , глухарей на току брал , ну и посетил тетеревиный ток Смородина . Нашёл я его быстро . Кровищи и перьев было достаточно , а где он был примерно помнил . Построил там шалаш и на ночь с ночовкой .Прилетели в первый же день . Зрелище захватывающее . Двух отстрелил и дождался когда они самостоятельно разлетелись . Вот так и ходил на этот ток ежедневно , отстреливая по паре косачей зараз . С рыбой было хуже . Щука на живца брала не охотно , да и в поисках живца приходилось с котелком бегать на маленькое озеро , почти два километра . Вот в один из походов за живцом я поймал в этом озерце два экземпляра весом под килограмм . Ни до , ни после здесь таких никто не ловил . Интересное в этом плане озеро . Сюда нужно ехать только в определённое время , иначе останетесь без рыбы . Вот тут я и вспомнил про рыбные озёра . Единственно , что меня останавливало , это то , что было довольно далеко . Оставалось пару дней до отлёта и я всё же решился на поход . На ночь ушёл на ток . Утром подстрелил тетерева , который упал замертво посредине токовища . Второго подранили и пошёл за ним по кровавым следам . Отстрелил у него ноги и он взлетал как самолёт и садился только в снег . Пришлось за ним маленько побегать . Когда возвращался решил срезать по болоту и сразу забрать второго , вот тут и провалился . Вода захлестнула оба болотника , но я успел быстро выбраться . Что делать дальше , уже не зима , но ещё минус . Возвращаться ? Решил для начала обсушиться . Костёр развёл стремглав , а вот сушиться пришлось около двух часов , покемарил заодно . Путь на озеро с рыбой занял около часа . Я был здесь не первый . Вышел на следы бурана . Кто-то меня опередил ? Как узнал через год , это Сморода со Шмериным здесь немного порезвились . Когда я добрался до озера то увидел , что лёд уже отошёл от берега . Опоздал!? Спасибо пацанам , видно с пилой приезжали . Перебросил на лёд пару брёвнышек берёзки и в лыжах перебрался на озеро . Вся поверхность льда была в лунках , зря тащил ледобур . Разочарованию моему не было предела . Отпускал мормышку без всякого энтузиазма . Бац и блесну звали Васей …Ни хрена себе рыбалка !!!! Снасть соорудил покрепче и вперёд . Таскал всё подряд . Щука , окунь , сарога и всё более пол кило . Был один , поэтому пришлось быстро остановиться . С трудом вытащил всё и рыбу и дичь . Вечером довольный приготовился к отлёту и на радостях нажарил кастрюлю окуней , которых мы ели вместо семечек . К обеду следующего дня вертолёт унёс нас в Тучкино , а вечером я уже был дома в Лахте . С тех пор в отношениях с Лёшкой Сафоновым пробежала чёрная кошка и мы с ним сейчас не общаемся . А очень жалко терять старых друзей , в старости их всех очень не хватает . Пусть простят мне все , кого я чем то в своё время обидел , даже если это было по делу . Сейчас это всё в прошлом и хочется думать только о хорошем .