поисковый запрос должен быть не менее четырёх символов.

ГИС/GIS

Бесплатный анализ сайта

Яндекс.Метрика

Дата и время

Записки бывалого таёжника . Путешествия по Архангельской губернии или Тучкинские рассказы . Глава 19. День геолога на Большом Чубальском озере . 7 апреля 1991 года .

Автор: Гричуха Константин

Дата: 2013-04-04

Все Тучкинские рассказы Здесь :

Записки бывалого таёжника .

Путешествия по Архангельской губернии или Тучкинские рассказы .

Глава 19.

День геолога на Большом Чубальском озере . 7 апреля 1991 года .

В тот год день геолога выпал на 7 апреля , на тот же день , что и в текущем 2013 году . Первое воскресенье апреля …..  Для любого геолога этот день почти святой и при его приближении  сразу вспоминается поле , запах тайги , дым костра  , профиля , канавы , шурфы  и позабытые за долгую зиму другие геологические радости .
     В ту весну  я , в составе Долматовской партии Беломорской экспедиции  , был уже в полях . Наш сезон начался ещё в начале марта . Весь этот месяц мы работали тремя отрядами в разных местах , но ближе к апрелю решили соединить свои усилия и выбрали для этого озеро Большое Чубальское (в этой главе не будет сказано про работу ни слова , кому интересно можете почитать Здесь ) . Я работал в паре с Валькой Второвым и стояли мы на реке Чёрная , примерно в трёх км. от места её впадения в Чубальское озеро . К нам раз в неделю приезжал на снегоходе Вовка Смородин , дрова напилить , лыжню натоптать . Времена тогда были не простые , всего не хватало , одна бензопила , один снегоход на три отряда , да и с продовольствием была беда , всё по карточкам . В один из его приездов я решил пробить лыжню в район озера , заодно и разведать Чубальскую избушку . Выехали вдвоём  , Второва оставили на хозяйстве . Снега в тот год намело прилично и таять пока он не собирался . Буран уверенно пробивал себе дорогу . Шли мы по руслу Чёрной и довольно быстро добрались до озера . Чубальское предстало перед нами в своём величии – шириной около одного и длиной примерно четыре км. Приличное озерцо . В плохую погоду противоположный берег с трудом бывает различим . Мы проехали вдоль восточного берега и выскочили на снегоходную  тропу , ведущую к деревне Ручьи . Здесь нам встретился местный житель , весь промокший и продрогший . Оказалось это начальник местного аэропорта , не удачно съездивший на рыбалку . Его снегоход провалился под верхний лёд и самостоятельно он его не смог вызволить из западни . Морозы держались ещё приличные и естественно гусянки замёрзли . Пришлось нам его спасать  . До деревни было порядка 30 км . и дойти пешком , без лыж он туда вряд ли бы смог . Вовка подбросил его до ближайшей стоянки рыбаков , а я остался на берегу коротать время . Пришлось разводить большой костёр , да бы не околеть от холода . Ещё и снег повалил хлопьями . Смородин вернулся уже в сумерках и обратный путь мы проделали уже при свете фар . Со слов мужика мы поняли  , что изба пустая и в ближайшее время местный народ туда не собирается , что нам собственно и было нужно . С неделю мы поработали ещё по отдельности  , а потом на вертолётах перебросили лагеря в Чубальскую избушку . Вовка Смородин с Лёшкой Поповым поселились в палатке , которую мы поставили рядом с избушкой , ну а Я , Валька Второв , Сашка Шмерин и его тёзка Грязнов расположились в самой избе . Таким образом наш отряд теперь состоял из шести человек под моим , так сказать началом . Обжились мы быстро . У нас была электроэнергия в виде бензинового генератора , дров валом , продовольствия в достатке . Можно и поработать .
     Первое воскресенье апреля приблизилось как-то не заметно . Работа засосала , производственные будни . В те времена трудились не столько за деньги , сколько за идею . Жизнь была другая , не сказать что лучше чем сейчас , но просто совсем не такая….. Трудно было , местами даже тяжело , но как то весело что ли … Или мы просто тогда были все молодые ?! В субботу прилетел борт . К празднику нам передали подарки от родных и близких и подвезли продукты . В одной из посылок оказалась бутылка перцовки . Радости не было предела . Вечером мы всей командой разрабатывали план мероприятий по встрече дня геолога .  После бурных дебатов мы родили вот это : Вовка Смородин на снегоходе забрасывает двоих человек на небольшие озёра , расположенные между Чубальским озером и рекой Ручьи для добычи там окуней , сароги и щуки , сам же и ещё двое членов нашей банды отправлялись на рыбалку на Ручьи , в поисках хариуса и сёмги , на худой конец и кумжа подойдёт с форелью . Грязнов Сашка с вечера поставил жерлицы на налима на Чубальском озере , недалеко от лагеря . Смородин с Валькой Второвым забирали с собой наших собак , в надежде подстрелить по дороге глухаря или касачя . Я же отправлялся на охоту на рябчика по реке Калинишна , которая вытекает из Чубальского озера и в месте слияния с рекой Мела образует реку Ручьи . Предполагалось , что я выйду к мужикам  с снегоходом и обратно мы вернёмся в лагерь все вместе . Ну а далее , если конечно всё добудем , что хотим всеё толпой будем готовить праздничный ужин . Работа в этот день не планировалась .
    Встали ещё затемно . К походу приготовились ещё с вечера , поэтому все разбежались довольно быстро . Я ушёл первым . Хотелось добраться березняков побыстрее . В мою задачу входило добыть минимум шесть рябчиков , то есть каждому по маленькому деликатесу . Задача вполне выполнимая , но не такая уж и простая . Места не знакомые и нужно было сначала найти места токовищ рябков . Я принял тривиальное решение – идти буду по руслу реки , с небольшими отходами , может мне и повезёт . Кто из Вас охотился с манком-свистулькой на рябчика ? Есть такие ? Тогда Вам не надо объяснять в чём состоит прелесть этой охоты ! Когда остаёшься один на один с тайгой , нет ни людей , ни собак , только ты и природа , начинаешь понимать , как прекрасна жизнь и с трудом воспринимаешь тех людей , которые никогда этого не видели , а самое страшное и не хотят этого видеть . Лёгкая дымка стелется над рекой . Местами Калинишна чистая от льда , здесь течение приличное и приходится   срезать петли . Вот здесь я и пытался подманить свою добычу . Поначалу охота не заладилась . На мои призывы тайга отвечала унылой тишиной . Времени у меня было не так много , к часам трём я должен был подойти к снегоходу , такой был уговор , а я ещё ни разу не выстрелил . Ближе к полудню я набрёл на берёзово-осиный перелесок и после очередного посвистывания мне ответил рябчик . Подманивал я его минут десять . Он медленно подлетал , но так и не приблизился на расстояние выстрела . Пришлось бить издалека – промах .  Прошёл ещё метров сто . Очередная попытка закончилась моей маленькой победой ! Есть первая закуска . Остальных пять штук я добыл легко и без особых проблем . Последние два садились прямо на голову и мне приходилось отманивать  их на более дальнее расстояние , дабы не разнести маленькую птичку вдрызг .  Больше я не охотился . Задача выполнена , а мы хоть и были браконьерами ( охотились и рыбачили естественно без всяких лицензий и разрешительных документов , да и оружие , за исключением  Вовки Смородина , у всех было левое ) , но свято соблюдали законы тайги – не бери больше того , что необходимо для выживания . Остаток пути до места встречи я прошёл ходом . Мужики ещё рыбачили , но уже было видно по их довольным лицам , что делают они это только от скуки . С десяток хариусков , пару форелин и одна лошалая сёмга с икрой были их добычей . По дороге до лагеря мы подстрелили глухаря , собаки тоже выполнили свой долг и внесли посильную лепту в праздничную трапезу . Без добычи не остались и рыбаки на озере . Щука икрянка , окунь с икрой и немного сороги . В лагерь добрались ещё засветло . Грязнов Сашка проверил жерлицы и приволок одного небольшого налима . Я кстати тогда первый раз увидел эту рыбу живьём и предвкушал её же , только уже в жареном виде .
   Аппетит  мы нагуляли зверский , поэтому не стали откладывать в долгий ящик приготовление ужина , а приступили к этому мероприятию немедленно и основательно .
В повара отрядили Смородина , Попова и Шмерина , а я с Валькой и Грязновым был на подхвате – на нас легла чистка и потрошение рыбы , а также персонально на мне дичь . Вовка Смородин пёк блины , а два других поварёнка варили , жарили и пекли .  Через три часа стол был накрыт . На первое была тройная уха из рыбьих голов того , что поймали . На второе жаренные рябчики , глухарь с гарниром из картошки , жаренные хариус , окунь , сорога и щука  . Персонально для меня тушённый налим . Отдельно подавались тушённые желудки и печень  . На закуску малосолка  из хариуса , блины с красной , щучьей , окунёвой и сарожьей икрой .  Красную рыбу засолили и оставили на потом – желающих бегать всю ночь до туалета  не нашлось . Запивать всё это нам предстояло консервированным компотом из персиков , абрикосов и чего –то ещё , я уже и не припомню . Ко всему этому богатству прилагалась одна бутылка водки… На шесть здоровых и молодых тогда ещё мужиков . Самому старшему Сашке Грязнову тогда было чуть за сорок , двоим же едва исполнилось тридцать , а трое ( в том числе и Я ) ещё и не добрались до рубежа тридцатилетия . Спиртное разливал Я , по мерке напёрстка фигурально выражаясь . Хотелось растянуть удовольствие , с расчётом на весь ассортимент закусок . Хватило на тостов десять . После ужина мы ещё долго пели , рассказывали анекдоты  , травили разные байки . Даже после того , как заглушили генератор не могли долго уснуть . Народ был сильно пьян , то ли настроение было такое , то ли свежий воздух так подействовал , то ли усталость сказалась . Шесть человек напились с одной бутылки перцовки , правда напёрстками . Праздник удался ! Я этот день геолога помню до сих пор  , хотя прошло уже 22 года , да и не я один . Вот недавно встречались с Вовкой Смородиным  ( читайте Здесь ), так он тоже помнит этот день и Валька Второв помнит . Попов Лёшка не знаю , не видел его уже лет двадцать , говорят в Москве живёт , а вот Грязнова Сашки и Шурика  Шмерина  уже нет с нами на этом свете , но я думаю они и там вспоминают то 7 апреля , а иначе почему мне так грустно всегда в этот день, а особенно в этот год , в который первое воскресенье апреля совпало с тем воскресеньем 1991 года .  Собственно тот день геолога был последним когда мы собирались той компанией вместе , в последствии наши пути разошлись . Вот так то поколение геологов отмечало свой профессиональный праздник !   Сегодняшнее племя способно на такое ?! Есть ли такие среди современных покорителей тайги , лесов и гор ?! А остались ли вообще геологи младше 30 лет ?! Пишите в комментариях , может у кого есть своё мнение по этому вопросу….. С праздником Вас беспокойный геологический народ !!!!!

Продолжение следует....

Просмотров: 2743

Добавил: Сашок (sa_345_yarg@mail.ru) в 09 Apr 2013 11:27:20
Круто ! Сейчас и в поля - то подобные редко кто ездит . а молодые даже представления не имеют об этом ! Им всё подай и принеси , желательно из хорошего ресторана ... А чтобы самим всё добыть , так это из области ОЧЕВИДНОЕ НЕВЕРОЯТНОЕ . Спасибо за статью!