поисковый запрос должен быть не менее четырёх символов.

ГИС/GIS

Человек на сайте: 3

Бесплатный анализ сайта

Дата и время

Записки бывалого таёжника . Путешествия по Архангельской губернии или Тучкинские рассказы . Глава 20. И снова Тучкино… или 21 год спустя .

Автор: Гричуха Константин

Дата: 2013-08-30

Все Тучкинские рассказы Здесь :

Записки бывалого таёжника .

Путешествия по Архангельской губернии или Тучкинские рассказы .

Глава 20.

И снова Тучкино… или 21 год спустя .

Только что красная Шкода  Володи Смородина проехала шлагбаум технологической трассы Ижма-Поморье известной в народе как Тучкинская дорога . А ведь всего пять дней назад я ещё  был дома ! Из Владикавказа я выехал 26 июля и 29 утром благополучно прибыл на жд вокзал Архангельска . Добрался без проблем , ехать было скучновато , в этот раз я был совершенно один . Хотелось спокойствия и одиночества . Забегая вперёд собственно я и получил то что хотел , хотя в душе надеялся на большее и некая неудовлетворённость от поездки всё таки осталась . На вокзале меня встретил Володя Смородин , ну а дальше как всегда – дача , за встречу , сбору , закупка продуктов и вот…. Впереди меня снова ждал забытый посёлок Тучкино . Поморье осталось и на картах и на плакате , оповещающем , что трасса зовётся всё же Ижма-Поморье !  Тучкино же осталось в глубоком прошлом и вспомнить молодому поколению о том , что было такое можно только взглянув на старые генштабовские топоосновы  - Поморье расположено в урочище Тучкино , ну и есть ещё Тучкинский ручей . Машина бежала по дороге бойко , трасса в довольно хорошем состоянии , ну что же не жалко денег , которые мы заплатили за то чтобы по ней прокатится . Для грунтовки всё довольно сносно . Дальше опять всё по плану – остановка в беседке на берегу речки , здесь нужно выпить за удачу и следующая на мосту через реку Кепина . В этот раз я снимал видео начиная от шлагбаума и всё получилось .  Так что , други мои , будет кино про Тучкино-Поморье и дорогу там покажу и всё остальное . Когда ждать ? Ну думаю месяца через два , хотя первый фильм может и раньше получится смонтировать .  Поэтому здесь описывать подробно всё не буду , так приведу как бы краткий отчёт о том , что было…. Остальное в кино!!!!!  А вот и Поморье , бывший Вахтовый посёлок . Женя Сивцев был на своей даче в балке и мы снова поселились у него…..Ну тут естественно банька и за приезд , и за то что добрались , и за наше здоровье , а потом был день ВДВ и день ВМФ и пересменка у работников СеверАлмаза… Видел Рауля Назимова , Витьку Маликова , Гришу и много других знакомых и не совсем знакомых мужиков и что характерно все были не совсем , так сказать трезвы….. Потом было похмелье и обход Тучкинских развалин , я тогда ещё не знал , что у меня на это времени будет более чем предостаточно . А сейчас нужно на рыбалку отправляться , вот только куда и кто повезёт ?
               Подвернулся только один вариант – на реку Золотица в район избы Исандова . Были ещё варианты с сплавом по реке Кепина от моста или с слияния с Шочей , промелькнул  вариант с Ёрнозёрами , но там везде нужно было плыть , а Смородин наотрез отказался напрягаться и тут меня осенило смутное сомнение…. Судя по всему изначально мы не собирались куда-то уезжать из посёлка и только спирт и водка подвигли моего товарища на подвиги .  Женя Сивцев тоже с нами собрался , а ещё в команде было два Вована , Ахметка ( обрусевший узбек ) и за рычагами Сашок по прозвищу Мотя ( собственно обладатель  вездехода – ГТС ) , ну и я с Смородиным Вовкой . Итого набралось семь человек . Первоначальный план был такой ( по крайней мере мне вначале путешествия так поведали ) – мы всей толпой забрасываемся на Исандову избу , а через недельку ГТСка увозит часть команды и мы втроём ( Сивцев , Смородин и Я ) остаёмся там примерно до 20 чисел августа . Меня всё устроило и я с воодушевлением всё воспринял !
               Отправились в путь примерно в 20-00 2 августа .  Перебрались через Золотицу в брод рядом с разрушенным мостом ( спасибо Никонову-Пистолету )  и по дороге на Пионерку в путь… Ехали нормально , ГТСка была после ремонта и надо сказать не подвела . Всего два раза зарылись и один раз вытащились бревном а второй раз тросом за небольшую сосну . Заночевали , вернее пересидели ночь у костра где-то за Кондратьевым ручьём .  Часов в 7-00 были уже у избы . Надо заметить , что она была довольно чистой и опрятной , да и рядом и вокруг густой малинник . После нас всё выглядело гораздо удручающе , но я ничего поделать уже не мог , один , да ещё и не хозяин и поэтому всё дальнейшее пустил на самотёк…..  Сразу все за стол , за удачу , за рыбалку и тд. , поэтому с удочкой в то утро из избы выползли не все . Я пробежался вниз по течению до островка – два щурёнка и три хариуска , остальных выпускал , уж больно мелкими они мне показались , да и этих двух взял только для ухи . На вечерней зорьке та же песня : поймал – отпустил , прямо как у Радзишевского . Вечером Женька приготовил ухи , под водочку даже очень так ничего .  Мужики дорвались до хариуса , вылавливали весь без разбора . Грустно , но со своим уставом в чужой монастырь не полезешь . С утра Мотя с ребятами начали ставить сетки , Женька остался на хозяйстве , а Вовка отдыхал . Я же отправился к Горностаеву ручью прогуляться .  Меня интересовала только Рыбина и ничего более , вчера вечером вроде слышал как она вскидывалась , но теперь у избы не побросаешь – везде сети .  Мой поход  не увенчался успехом , мелкий хариус на перекатах неохотно берёт блесну , на плёсах вообще тишина , на червя берёт бойко .  Сёмги не видел .  По дороге набрал грибов , в основном подосиновики и немного моховиков – в обед ели грибовницу .  Пробовал ловить у избы – два зацепа за сетку , вывод : переходить на удочку , а так не хочется ?! Женька Сивцев увлёкся тоже ловлей мелочи  на червяка , Вова Смородин отдыхает . У наших попутчиков   были две лодки , одна с мотором  и они с успехом поставили десятка два сеток , а может и больше , я их не считал . В сетки попалось всё мелкое : щучка , один окунь , хариус и всё !!!! У нас собственно тоже была лодка , да и мотор имелся , да и бензина 50 литров , да вот только так это всё богатство и провалялось , а мы топали везде исключительно ножками .  Так уж получилось , что нашему Володе в этот раз всё было по фигу : и рыба , и грибы , и ягоды , да и я собственно тоже .
         Так как Золотица для спиннинга теперь была  закрыта  , то я рано утром следующего дня отправился на Исандово озеро . Предстояло пройти около 4 км. , но меня это не пугало – идти нужно было по дороге , хоть и ГТСной  и говорили что есть хорошо натоптанная тропа .  Туда шёл в основном по дороге и иногда выскакивал на тропку , добрался за 1.5 часа  . В 6-30 уже был у воды , а в 7-00 поймал на довольно крупный воблер первую щуку . Отпустил её обратно восвояси .  Красота утром на озере неописуемая , наконец-то нет следов цивилизации , по крайней мере явных , берега чистые и без следов человека , даже встретил свежий медвежий и лосиный следы . Всё это радовало и щука при этом брала сносно . Поймал ещё четыре штуки и все как на подбор в районе от 2 до 3 кг. Все рыбы были отпущены , переть их почти 5 км у меня не было никакого желания . Хотел озеро обойти , но вовремя одумался , не везде был хороший берег . В этом году что на Золотице , что на Исандовом озере воды мало и спокойно можно ходить прямо по песчано-каменному берегу в коротких сапогах , а то и кроссовках . Я решил навестить небольшой сарайчик , так называемую Стёпкину избу , где мы когда-то с Валькой Второвым ( было это зимой 1988 года )  скоротали пару ночей на пути на Золотицу . По пути туда поймал пару окуней на 500 г. каждый , ну это примерно конечно , а так по длине на хвостик более сапога 43 размера , вот и считайте . Мелкий окунь тоже цеплялся на воблер , частенько сам был чуть больше приманки .  Двух окуней я оставил себе на обед  . Сарайчик к которому я вышел оказался уже неплохой избушкой , кто-то прибрал к рукам . Судя по всему сюда по зиме ездят ловить  , либо по ягоду  , вот только на чём ? Следов техники не заметил , а вот клюквы на болоте море , даже не море а тьма !  В обед искупался и запёк окуней в фольге , благо с собой был только кусок хлеба . Рыба больше не клевала и я отправился обратно . Выходил исключительно по тропинке и много снимал видео , поэтому обратная дорога заняла три часа . Мужики жарили рыбу , но мне в этот раз не досталось , пришлось жрать  макароны с тушёнкой .  В сетках рыбины нет – только добавился сижок несколько окуней . Ребята уже наловили по нескольку вёдер кильки хариузиной  , да и Женька добрал ведёрко , Показал я им рыбу , которая есть на озере и все решили туда сорваться….. В том числе и мы . Оказалось что никто за нами не приедет и всё это были пьяные базары и тд. и  тп.  Вечером сняли сетки и я недолго , до темна покидал у избы – результата нуль .  С утра побрёл снова к Горностаеву . Тот же результат , но хариус  стал брать крупнее , снял немного на камеру , уже не так стыдно показать .  Вернувшись к избе воспользовался солнечной  панелью , зарядил аккумуляторы к видеокамере и Женькин телефон .  Я немного расстроился , что нужно выезжать , но деваться то некуда , хозяева не я и даже не мы . На озеро сорвались вечером  .  Доехали относительно быстро .  Я тоже побежал на озеро , но быстро вернулся  .  Лёг спать , так устал . Мужики слышал меня материли в полголоса  - окунь мелкий и щуку поймали всего одну. С утра и я достал свой спиннинг – результат шесть щучек до 2.5 кг и окуня не мерено . У ребят чуть похуже , но тоже не без рыбы . В этот раз я щуку отдал Женьке Сивцеву , а окуней раздавал Ахметке и остальным ребятам  , да и рыбу сам к ГТСке не тащил , ребята на моторке забрали , а мы и здесь свою лодку не доставали . Вова уже отходил от отдыха .  После обеда навострили уже уши до дому , Женька только сетку поставил , пришлось снимать в срочном порядке . Вечером мы уже были на Поморье и мылись в баньке , но без 100 грамм . Я занял железный балок , оборудовал кабинет себе , связался с домом , благо сейчас местами телефон ловит ( МТС ) , подключил нетбук и лёг спать . Утро вечера  так сказать….. Ну и начались Тучкинские будни .  Мне нужно было как то себя чем то занять , пока Смородин выходил из пике , а нам это по его словам нужно было дня три , а потом , по его же словам  , сказанным ещё на Исандовом озере перед отъездом , мы будем просчитывать ещё вариант с рыбалкой . Через три дня просчитывать нужно было уже Женьке и мне , Смородин собрал свои шмотки , в том числе и лодку и укатил в Северодвинск , обещав вернуться через дней так пять…..Это был удар для меня , который я с честью выдержал , не показав насколько я расстроен . Ведь ехал вроде в гости к одному , а похоже приехал к другому . Беда , да и только .  Вот здесь и появилась надежда в виде Витьки Маликова , он хотел на рыбалку в конце смены , тем более что ему нужно было обкатывать свой вездеход после ремонта и обещал нас взять с собой . Я немного отошёл и принялся путешествовать . Для начала сходил на Тучкино ( вертолётку )  , там всё заснял , волнухи немного набрал . Потом обошёл ещё раз Вахтовый , поснимал много . Затем решил заняться грибами и ягодами . Набрал немного черники , ближе к концу августа брусники , наелся голубики и незрелой клюквы . Грибы собирали на Шапке и Горельнике , а больше их нигде и не было . Замариновал несколько баночек , ну а Женька делал тоже самое только в полупромышленных масштабах . Сушить грибы не стал , дядя Вова сказал , что грибов сушёных у него дома хоть ж… ешь и они ему и мне не надо… Ну я и поверил , доверчивая душа .  Не о чём собственно не жалею , одиночества было в достатке и красоты северной в избытке , вот ещё бы рыбалки не много…
          Очередной облом . Маликова не отпускают , вернее не дают вездеход , а мы то с Женькой уже и шмотки приготовили . Я в отчаянии собираюсь пешком на слияние рек Шочи с Кепиной . Вечером  понемногу собрался , но решил идти послезавтра с утра . Утром Витя Маликов сообщил , что его начальство дало добро на обкатку его Метлы ( МТЛ ) и он забросит меня на слияние ближе к обеду сегодняшнего дня . Было это 14 августа , запомнил потому что вечером должен был Смородин вернуться в посёлок , привезти там разное всякое , как мне тогда казалось . С нами собрался ехать и Женя , так за компанию , да и рыбку поудить пока то , да сё . До реки докатили с ветерком , только я потом два дня практически ничего не слышал и по Кепиной бродил почти глухой . Были дожди и вода сыграла , да и здорово поднялась . Эх сейчас бы на Золотицу , а когда было воды мало сюда !!! Всё через ж… в этот раз . Половили мы с Женей на Шочинской яме , он пробовал и на самой Шоче и на блесну и на червя , всё без успеха .  Женя вернулся к Метле , а меня всё это не остановило , мне нужна была не рыба , а материал по реке Кепиной . В прошлом году мы здесь были , а все кадры пропали и я прямо сейчас восполнял эту потерю . Кино про Кепину тоже будет ребята !!! Я прошёл с рыбалкой вниз по течению реки Кепина  от  места слияния с рекой Шоча примерно 7 км . По рыбе – два хариуса по 500 г. каждый ( благополучно их вечером слопал ) и сломанный какой-то живностью спиннинг . Палка то вроде хорошая была , прошлый сезон от тарабанила , да и в этом работала хорошо , а тут не выдержала . Не знаю кто это был . Дотащил до середины ямы , вроде как двигалось и даже бурунчики пошли и тут палка подвела и сразу сход . Может и бобра подцепил , а может и РЫБИНА была , но вот только снасть у меня рассчитана была нам 15-20 кг , а то что такая подымается по Кепиной я не слыхивал что-то , поэтому будем считать , что тащил я бобра за хвост , благо их там пруд пруди .  Вот и вся моя рыбалка . Палку сломал уже часов в 9 вечера , собственно тут же нужно было и уходить  , может к 24-00 успел бы добраться до Кунга на реке Шоча , но я захотел поснимать еще с утра под водой . Вода на реке чистая и красота неописуемая , каждый камушек видно , а солнце вечером прямо на меня , вот я и решил отложить на утро ….. Пристроился я на открытом месте , здесь совсем недавно кто-то ночевал , старый лапник остался , три больших чурки и две спиленных  ели  , то что нужно для человека собирающегося ночевать и у которого нет топора . Всё бы ничего , да примерно в 12 ливанул дождь , да и ещё в добавок очень сильный . Мой костёр сразу залило . Вещи , в том числе рюкзак , камеру и портянки спрятал под ёлку и прикрыл пластиковым кульком  . Сам пытался пересидеть под ёлкой и фонарик у меня был , но через полчаса понял что промокаю и если не разжечь костёр то можно и замёрзнуть . Я до этого , слава богу  было во что , переоделся и слегка утеплился , спать вроде собирался . Дров в округе не было и я подложил под три растопленных и не успевших погаснуть чурки бересты . На моё счастье огонь разгорелся в пламя полетел лапник и сухой и свеже нарубленный ножом .  Лапник кончался и я стал ломать вяленные ветки с поваленных елей , но руками удавалось обломать где-то начиная с середины и они быстро прогорали , а дождь тем временем только усилился .  В один из заходов в глубь тайги я и нашёл своё спасение – небольшой топорик . Вот он то и помог мне продержаться до утра , а дождь кончился в 4-30 утра  , практически с рассветом .  Весь мокрый , до трусов , но с адреналином лезущим из ушей и довольный своей победой над стихией я встретил этот день . Туман , сырость и отсутствие солнца не дали мне возможности снимать , да и дождь продолжал моросить  . Немного просушился и в 5-00  я отправился до дому , до Тучкино . По дороге много снимал и всё получилось вплоть до Кунга на Шоче , а вот дальше опять сбой , но основа уже есть , остальное доснимал позже . Солнце появилось уже ближе к Балку на Шоче . По дороге от Балка пытался собирать грибы – на 5 км. нашёл 5 штук .  К Женькиному балочку вышел бодро и весь такой радостный . Смородин только что приехал и банька ещё не остыла . После парилки естественно водочка под маринованные грибочки .  На следующее утро я  сходил за грибами и замариновал три баночки до дому , а через день добрал ещё брусники , начал сушить грибы и ….. 18 августа мы выехали с Вахтового_Тучкино_ Поморья , сделали это  в спешке , как будто покидаем что –то не потребное и  я толком не успел проститься с посёлком . В 5-00 мы уже отчалили  , я только успел зубы почистить и до собираться . Всю обратную дорогу я ехал молча . Думаю я понимал , что скорее всего я больше не вернусь сюда никогда . Я попрощался с Тучкино , я забрал свою душу с третьего раза и больше меня не тянет на Север . Или пока не тянет ? Потом  мы завезли Женьку Сивцева домой , там с ним попрощались . Спасибо ему ещё раз за приём и гостеприимство .  Потом была дача Вовки Смородина , где мы попивали вино и играли в бильярд . Но это уже не имело никакого отношения к тому о чём я собирался делать кино . Провожать меня приехал Рома Ошаров . Он заезжал пару раз на Тучкино , хлеб нам один раз завозил .  Так мы и не сходили с ним на рыбалку , а очень жаль .  Перед поездом попрощались ,тепло обнялись и договорились , что в следующий раз ( если он будет конечно ) я приеду только в случае приглашение на всё готовое  типа того - едем туда-то  , тогда-то , везёт тот-то , стоить будет столько-то , едем на столько-то , команда такая-то  - ПРИЕЗЖАЙ!!!!! ЖДЁМ !!!! Мечты , мечты , а как хотчется снова вот так вот приехать к друзьям и без водки в таком количестве , и чтобы ждали на самом деле и …. На следующий год еду, может быть на Волгу , там и егеря есть и бабки заплатил и вперёд на всё готовое , вот только друзей там нет . А Кино будет , обязательно будет . Ждите три фильма . Первый Тучкино-Поморье , второй река Золотица-озеро Исандово и третий река Кепина  . Ну а пока – пока и до новых глав Тучкинских рассказов .

А вот и кино - Тучкино , Светлый , Поморье... И снова здравствуйте.... , По реке Золотица . От Исандова до Исандово.... , Течёт река Кепина.... .

Продолжение Здесь.

Просмотров: 2644

Добавил: Александер (aa1234@front.ru) в 28 Jul 2014 14:13:22
Дважды сплавлялся по Золотице от Тучкино до конца и поеду еще. Плюс делал разные радиальные выходы на оз. Летнее и т.д. Одно скажу - ГТС и подобный транспорт давно пора запретить (только по делу и по маршрутным листам ездить). Задолбало пьяное быдло с сетями в лесу. Хотя Золотице уже ничем не помочь. Теперь, похоже, очередь Сояны.
Добавил: Игорь Шмаков (shmakov007@gmail.com) в 20 Feb 2014 21:22:10
хороший рассказ, ситуация и персонажи узнаваемые! работал в тех краях на Верхотине, последний раз был в 1999, рыбачил на Мегорских озерах. там рыба крупная еще была...
Добавил: Администратор (kot123@grinikkos.com) в 28 Nov 2013 10:40:15
Сергей , пишите мне на мыло и я Вам расскажу про Чубальское озеро и окрестности всё , что Вы хотите узнать...
Добавил: Сергей (sustinov@magnezit.com) в 27 Nov 2013 17:04:04
Все, что на сайте - "колбаса"!!! Сам не геолог, но лет 30 с гаком тем же развлекаюсь - безнадежный или конченый, да еще и заразный к тому же. Шибка на Чубальское охота, не могу найти подъезда без общественного транспорта. Может кто компанию составит или наводочку какую.
Добавил: Петро (ret_pet@mail.ru) в 20 Sep 2013 14:36:44
Эх завидую Вам !!!! Хотел бы там побывать , да всё не досуг . Буду ждать КИНА!!!!
Добавил: Михаил (mix_ertyg@mail.ru) в 03 Sep 2013 8:56:03
Ждём видео с нетерпением ! Так хочется наш посёлок посмотреть , хоть и развалины ! Бывший , но в душе всегда Тучкинец !!!!!!