поисковый запрос должен быть не менее четырёх символов.

ГИС/GIS

Бесплатный анализ сайта

Яндекс.Метрика

Дата и время

Средняя Карелия. Волома 2015 или трое в одной лодке….

Автор: Гричуха Константин

Дата: 2015-09-01

Говорят, что нельзя два раза войти в одну и туже воду!? Может и так, но я как всегда попытался опровергнуть не опровержимое …. Практически сразу после возвращения из отпуска, немного придя в себя, я стал планировать маршрут следующего путешествия. В прошлую поездку по средней Карелии мне(https://grinikkos.com/view_post.php?id=314) всё очень понравилось, но ехать туда снова второй раз подряд желания не было. Хотелось увидеть новые места, новых людей и соответственно получить заряд новых впечатлений. Я начал усиленно искать команду. Куда ещё можно поехать и что ещё посмотреть нашёл быстро, но где-то оказалось дороговато для меня, где-то слишком просто, а некоторые места очень далеко. С командой сразу не заладилось и отчаявшись я решил и в 2015 году съездить в Волому, другие места предполагали наличие компаньонов и желательно не менее двух, а иначе или круто по финансам, или тяжело в быту. Эх если бы мне скинуть годков так с десяток…!!! Всё же стал планировать дикий поход в палатках в Архангельскую губернию, уже почти договорился по заброске, стал закупать оборудование и тут … Слава интернету!!! Разместил объявления на Питерском и Московском форумах рыболовов и народ начал откликаться на моё предложение. В результате со мной согласились ехать Володя и Юра из Владимирской области, правда всего на 10 дней, но меня это вполне устроило, остальные пять запланированных я решил провести в полном одиночестве. Обратного пути теперь уже не было. Отпуск с 3 августа, билеты взяты туда и обратно, с компаньонами всё обговорено. Поход в палатках пришлось отложить, извинился перед мужиками с которыми вёл переговоры по заброске и стал готовится к новой встрече с красотами Карелии…

На поезде ехать мне предстояло в этот раз до Москвы из Владикавказа, там пересадка на Мурманский поезд до Сегежи, дальше на машине до Воломы, ну а там уже по уже известному маршруту до места рыбалки. Как я не старался уменьшить до минимума поклажу, всё же рюкзак оказался довольно увесистым, но всё же барахла оказалось меньше, чем в 2014 году. В этот раз не брал с собой спальник и тёплые вещи, зато больше оказалось снастей и принадлежностей для видеосъёмки. Со словами- своя ноша не тянет…- вечером 31 июля я погрузился в плацкартный вагон поезда и отправился в очередное своё путешествие….
          Нужно сказать, что в этот раз я ехал без особого трепета, как будто отправлялся не на рыбалку, а в очередную будничную командировку. Планы походов были расписаны мной буквально по часам, не хватало только резолюции начальства и гербовой печати. Всё буднично и прозаично, ехал как на работу и меня всё время не оставляло в покое предчувствие чего-то не учтённого, что может помешать мне в выполнении моих наполеоновских планов. Так собственно говоря и случилось…В Москве, при переходе с вокзала на вокзал, я не удачно поскользнулся на лестнице и сильно ударил большой палец левой ноги. По началу правда даже не предал этому большого значения- ну ударил, да и ударил, ну болит так и что …Часа через три палец немного опух и покраснел, ну бывает и что теперь…!!!! В Москве мне предстояло пробыть 8 часов в ожидании поезда на Сегежу, естественно нужно было чем-то себя занять. Ходил-бродил по площади трёх вокзалов и к обеду (а приехал я в 6-30 утра) стал прихрамывать на левую ногу, но опять же по старой привычке старался не замечать пришедшую беду. В означенное время сел на Мурманский экспресс, перекусил и завалился спать. Палец болел, но терпимо, в вагоне было темно, да и без очков (да-да, уже мне не 25 лет то …) особо не рассмотрел его состояние. А по утру они проснулись …. До пальца было не притронуться, он немного опух (что вселило в меня дух оптимизма- значит не сломал…), но сильно почернел, на ногу можно было опереться, но приходилось сильно хромать. Вот и кранты отпуску, подумал я. Теперь о походах забыть, буду сидеть в лагере и кататься на лодке. Ну не возвращаться же обратно на самом деле?! Главное теперь не быть обузой для мужиков, да и чтобы палец не отвалился …. К обеду немного расходился, но когда вылезал с поезда на пироне в Сегеже ещё сильно хромал. Может пройдёт?! Может повезёт и пронесёт?! Боль так и не отпустила и все 15 дней отпуска я промучился с ногой. Виду не подавал, не хотелось плакаться, но было не удобно и местами очень больно, с трудом одевал сапоги, поэтому о дальних походах пришлось забыть …К слову нога болит и сейчас, уже не так сильно, но побаливает, ноет потихоньку, как бы напоминая мне- в одну воду нельзя войти два раза…

В Сегеже меня встретили на машине Володя и Юра. До этого с Владимиром мы общались по почте и один раз визуально по видеосвязи. Юру же я тогда увидел впервые. Первоначально я планировал закупить продукты в Сегеже, но оказалось, что мужики всё купили ещё дома и осталось прикупить только хлеб. Связались с хозяином места, куда мы направлялись, Сергеем, обсудили направление движения, договорились о том, что он купит нам хлеб на первое время и решили заезжать на озеро сегодня 4 августа, благо ночи ещё стояли относительно светлые. Сергей встретил нас на Кемяярви (местные зовут это место Кемиярви ), ну а дальше всё прошло как по нотам- на озере были уже по тёмному, на моторах по воде шли практически в полной темноте, но всё обошлось….Рассвет встречали захмелевшие от свежего Карельского воздуха, выпитого за встречу самогона и необузданной, почти первобытной свободы от всего- городской суеты, сотовой связи, телевизоров ,новостей из Украины, повышения тарифов на коммуналку и прочей ерунды, которая здесь воспринимается, как абсолютный анахронизм на фоне практически первозданной природы….
            Я к рыбалке готов был только через два дня … Во-первых, болела нога, ну а во-вторых слишком много оказалось у нас с собой горячительных напитков. Я в принципе вообще практически не злоупотребляю, а тут хорошая компания, хорошая закуска, плюс свобода …. Я полностью был готов к рыбалке с утра 7 августа, сходил в баньку, потом пробежался по тайге в поисках морошки и грибов, вечером уже бороздил просторы озера в поисках зубастых хищниц …Ну а вот наш гостеприимный хозяин Серёга ушёл в прострацию аж практически до отъезда Володи с Юрой до дому, хорошо хоть мы этого не наблюдали, соседям из Подмосковья повезло в этом плане меньше…. Володя с Юрой и вовсе молодцы, они рыбачить начали уже 5 с утра, правда и я тогда сделал первую попытку, даже тащил кого-то на блесну-вертушку, но всё это с большим трудом и головной болью…. Мужики первые дни кормили меня с Серёгой ухой, да и грибов поели немного, ну а потом пришла моя очередь добывать щуку на жарёху, ну и естественно уху из щучьих голов и хвостов, да ещё и под самогоночку с водочкой, не всё выжрали всё-таки в первые два дня.

Сей год в Карелии лета просто не было …. Весна и сразу осень, так бывает на Севере. До нашего приезда грибы начинались и отходили уже третий раз, в том числе и белые. Мы успели немного пособирать– пожарили, грибные супчики кушали, правда для заготовки их было маловато, вернее мало было не червивых. Я успел замариновать домой две маленьких баночки красноголовиков и боровиков, да и то для этого мне пришлось пройти по дороге около 5 км, в тайге грибов вообще практически не наблюдалось, лишь в более влажных местах, на опушках леса и болота и ложбинках в брусничнике иногда можно было найти пару свеженьких подосиновиков, да и то это было за счастье. Ночью и утром температура опускалась до плюс 4-6 градусов, а днём редко подымалась до 20, а вода при этом держалась на 17-19 градусах по эхолоту, очевидно прогреваясь у поверхности. Ещё и сильный ветер замучил совсем, что характерно дул со всех сторон одновременно, меняя направление буквально на глазах. Порой можно было с трудом отчалить от берега на вёслах и выбрать момент, когда можно было завести лодочный мотор. Приходилось и по кувшинкам ходить на водомёте, рискуя запутаться в зарослях водной растительности, а иначе на вёслах выгрести против ветра было проблематично, ну а резинку просто-напросто уносило вместе с рыболовом. Когда на озере штормило мы пережидали это время в лагере. Были дни, когда вообще не рыбачили, лишь рано утром и очень поздно вечером, когда ветер немного стихал, но до полного штиля эти 10 дней так и не дошло. Ко всему прочему уровень воды в озере и реках был значительно выше нормы для этого времени года. Для озера это было не критично, а вот в реке половить толком не получилось. Сплошной поток, куда кидать не понятно, сплошной облов через 50 метров результатов особых не дал. Окунь брал, щука попадалась, а вот выловить кого-то по ценнее, типа кумжи или хариуса не получилось. Нужно было сходить на реку позднее, когда вода начала спадать, но мне уже было лень, да я к тому же поменял к этому времени свою тактику отдыха. Опять же больной палец внёс коррективы в мои первоначальные планы.

Юра с Володей интенсивно прочёсывали акваторию озера в поисках окуня, плотвы и леща. Ловили успешно на поплавочную и кивковую снасть, использую маховые и катушечные удилища. Клевало по - разному, но мелочь брала не плохо на червя и опарыша, не брезговала и растительными насадками, но нужно отметить что животные прикормки в этот раз безоговорочно рулили. Я пробовал ловить в отвес на кукурузу и зелёный горошек. Были редкие подёргивания, да и только … Хищник тоже не радовал. Щука по началу охотно брала живца на летние жерлицы, в проводку на вертушку и воблер, ну и дорожка естественно. Окунь тоже не отставал- вертушка и воблера его предпочтения. Дней через 5 хищник практически перестал ловиться. Жерлицы оставались не тронутыми в течении четырёх дней и я, утомившись каждый день их проверять и менять живцов в один из дней просто их всех снял и забросил в дальний угол домика. Надоело…!!! В какой-то момент занялся сбором морошки и черники, про грибы не забывая. Поели вдоволь, да и домой в виде гостинцев немного привёз.
          Катер с мотором у нас был один, и мы его делили по часам. Утром обычно троллинг, потом мужики ловили живцов, затем на ламбушку жерлицы проверять, далее ловля на поплавок (если погода позволяла) до позднего вечера и иногда вечерняя ловля на дорожку. К тому же брали с собой и резинки, так что из-за моторной лодки не подрались. Жили одной командой дружно, решали все житейские проблемы без ругани и склок. Компаньоны мои оказались бывалыми рыболовами, не хапугами, ловили ровно столько, сколько было нужно для того, чтобы поесть вдоволь ухи, пожарить и подкоптить. Юра вырезал из щуки филе, а Володя жарил Карельскую щуку, получалось очень вкусно и аппетитно. Коптили и просоленную рыбу и только что пойманную. Свежая щука и окунь в копчённом виде оказалась значительно вкуснее. Наелись короче от пуза … Каждый вечер ходили в баньку, ну а перед ней вечерняя трапеза и анекдоты от Владимира. Плюс великолепные виды рассветов и закатов, в купе с свежим воздухом и абсолютной тишиной создавали ауру спокойствия и безмятежности.

10 дней пролетели как один и рано утром 15 августа я проводил своих компаньонов. Довёз их на катере до протоки, там они оставили свою машину, помог загрузить вещи и сделав несколько селфи на прощание помахал им рукой в след. Я остался на озере один. Мне предстояло пробыть здесь ещё 5 дней. В конце ко мне должен был подъехать хозяин избы Сергей, ну а пока я оставался полноправным, единоличным властелином водных просторов. Хотя это всё так не совсем так, как оказалось. Штормить в этот день начало прямо с утра, ветер сносил лодку моментально, стоило только заглушить двигатель. Была суббота и очевидно на озеро (его размеры значительны) заехали отдохнуть и порыбачить местные жители. В ту сторону я прошёл на водомёте спокойно, а вот когда шёл обратно ветер усилился, и я с трудом выгреб на вёслах на чистое от водной растительности место. Здесь был затишек, тайга закрывала протоку от ветра, и я спокойно завёл двигатель и на малых оборотах, в позиции водомёта направил свой катер на выход в горловину озера. Почти на выходе мотор подскочил и резко заглох. Я сразу и не понял, что случилось. Лодку сразу развернуло по ветру и начало болтать и захлёстывать водой. На лопастях мотора была намотана сеть, да ещё и натянуло так, что я даже не смог её распутать. Пришлось резать. Какой же м…..к ставит сети поперёк протоки, тем более зная, что здесь ходят лодки под моторами??!! Я с трудом причалил к берегу, освободил лопасти от остатков сети и опять же еле-еле догрёб до чистого места, завёлся слава Богу с пол-оборота и по газам против ветра. Только сейчас я заметил того м…ка чью сетку я порезал. Его лодка отчаливала от берега, и он там что-то ещё мне кричал, но шум ветра всё глушил, я так и не разобрал что он пытался мне внушить. Я выплыл уже из горловины и останавливаться и снова повторять манёвр у меня не было никакого желания. Так что хочу передать тому м…ку- тебе брат очень повезло, что был такой ветер, а то я тебя просто бы там и похоронил … За сетку, за протоку, да и просто так, потому что я тогда был очень зол и если бы мотор не завёлся, так бы оно и было, но … Тохатсу 10 лошадей работал как часы. Я шёл на малых просто держа лодку в ветровой струе, ждал, когда хозяин порезанной сетки пойдёт за мной, но он что-то там поглядел, развернулся и погрёб к берегу. Значит не судьба брат, живи пока.

По дороге заехал на ламбушку проверить жерлицы (тогда ещё стояли). Ни одной потяжки, все живцы бодрые, аж через палку перепрыгивают, видать щука где-то рядом стоит, но не берёт. Не стал пока снимать, пускай постоят, авось что и возьмёт. Вернулся в лагерь. Ветер не стихал, даже усилился, и я решил заняться домашними делами. Перебрал рыбу, затопил баню и постирался, приготовил сумку под презенты до дому, так и свечерело. Немного поутихло и на вечерней зорьке потроллил. Поймал щучку и пара штук ушла. Поленился взять с собой подсачек, вот и не смог втащить улов в лодку. Одна щука оторвала воблер, не выдержал замок на поводке, когда поднимал в катер, а борт высокий. Похоже начинает хищник просыпаться!!?? Я пытался уговорить Юру и Володю остаться ещё на 5 моих дней и одним из моих аргументов было: как Вы уедете и начнётся рыбалка! Не уговорил, но похоже оказался прав! Утром на озере был лёгкий бриз. Пытался наловить свежих живцов, но за минут сорок так ничего и не клюнуло. Обиделся сильно и снял все жерлицы, кстати живцы оказались живыми и не тронутыми. Очень странно всё это. То ли щуку обловили на ламбе, то ли ещё что. Пробовал ставить закидушки на налима, тоже безрезультатно, очевидно не сезон пока. Юра ловил на фидер плотву, вот и я решил побаловаться прямо с мостков причала в лагере. Вместо фидера приспособил китайские комбайны, намешал прикормки с хлебом, сделал две удочки, поставил колокольчики. Поклёвка последовала тут же. Сарога на грамм так 200-300, тоже неплохо. Вот так я и ловил три дня подряд: утром дорожка, пара щук, и окунь до полкило, потом фидер, поймаю штук пять и на сковородку, типа завтрак, днём дела по хозяйству и фидер для развлечения (пойманную рыбу отпускал), вечером снова троллинг-максимальный трофей щука на 2.5 кг, и окунь грамм под 600. Погода стояла великолепная: полный штиль, на небе ни облачка, температура ночью плюс 5, днём до 25, вода прогрелась до 20 градусов, даже купался пару раз, ну и загорал естественно. Днём занимался видеосъёмкой окрестностей, собирал грибы и ягоды. Питался исключительно дарами природы. Спасибо мужикам- оставили немного самогонки, так вечерком у костра, да под горячую ушицу из щучьих голов, выпить три рюмочки с устатку очень даже пользительно!

18 августа днём приехал Сергей. Моё одиночество закончилось. Мы с ним смотались по ближним озёрам, соединяющимся с нашим. Клевало чертовски здорово! Окунь калиброванный под 300 грамм, много сходов, пооборвали все блёсны и мормышки, щука баловалась, да и пару раз окунь под кило брал, вот только в лодку затащить не получалось, лишь хвосты наблюдали, да на камеру заснял весь процесс. Утром и вечером распускали дорожку, иногда я ходил один, в результате пару щук на 2 кг. И один трофей на 4.8 кг. окунь под 2 кг, весов с собой не было, но примерно так, может чуть меньше. Мелкой щучки не считал, не говоря уж про окуней, Сергей для кошки таких ловил. А вот леща и язя я так и не словил. Мужики поймали одного подъязка и на этом всё. Подваживал белорыбицу я усиленно, да и хищника тоже, но кроме мелочи и чаек с воронами к пирсу в лагере так никто и не подошёл. Да, с рыбалкой сей год не повезло, хотя без рыбы не остались. Так и ехали сюда собственно говоря не за этим, вернее не только за этим. Всего остального я получил в избытке, одни только рассветы чего стоят. Последние дни начались туманы, ночью похолодало, а вода ещё была тёплая. Красота неимоверная нужно сказать, только ради этого стоит сюда приезжать!
         Рано утром 20 августа мы погрузились в катер и отправились в направлении протоки, там перегрузились на машину, и Сергей отвёз меня на железнодорожный вокзал Сегежи. Вот и всё! Очередная Карельская сказка закончилась! Теперь будем вспоминать эти прекрасные места долгими зимними вечерами и готовиться к новым путешествиям! А где же кино??!! Кино Здесь - https://grinikkos.com/view_post.php?id=349, монтировал больше месяца.... Ну а пока- ПОКА и до новых приключений!!!