yandex_6604fd23243659ac.txt

поисковый запрос должен быть не менее четырёх символов.

ГИС/GIS

free counters

Бесплатный анализ сайта

Дата и время

Путешествие из Владикавказа в Архангельск-Тучкино-Ёрнозеро-Падун-Тучкино-Владикавказ. Семнадцать лет спустя . Часть 2 .

Автор: Гричуха Константин

Дата: 2010-09-12

Записки бывалого таёжника .

Путешествия по Архангельской губернии или Тучкинские рассказы .

Глава 7. Часть 2 .

Всем бывшим и настоящим Тучкинцам и Поморцам посвящается .

Начало .  Часть 1 .  Здесь .

Маршрут для прогулки выбрали такой – Сморода отвозит нас до избы на Верхней Ёрне , далее выходим на Чайку ( озёра ) , ходом до Ёрны вытекающей из Нижнего Ёрнозера , потом с рыбалкой до среднего течения , ну а затем выход на Кепина . Семнадцать лет назад такой маршрут мне был вполне по силам и Я решил вспомнить молодость .

Собрались мы с Никитой ещё с вечера , поэтому выехали из лагеря рано утром . На озере была слабая дымка и погода обещала быть тёплой . С утра уже покусывала мошка с комарами и мы интенсивно намазались репеллентами .  Вовка Смородин отвёз нас на моторке . Высадились мы на правом берегу Ёрны , напротив избы , что стоит на Верхнем Ёрнозере . Бодро зашагав по наезженной буранами дороге  мы предвкушали лёгкую прогулку . У нас была с собой карта , компас и GPS навигатор , правда очень старый , но вполне пригодный для ориентирования на местности . Впрочем мне карта была и не нужна . Вроде всё помнил , а вот Никите необходимо , как будущему геологу учиться ориентироваться , особенно на не знакомой местности . Дорога плавно перешла в тропинку и стало понятно , что по ней мужики зимой таскают дрова к избе . Тропка же вроде ясно выделялась и сверившись с компасом мы доверились ей .  Однако скоро её направление поменялось и нам пришлось по азимуту идти по тайге  на прямую . Сосновый бор и беломошники  радовали глаз . Всё было здорово . Ружьишко ( старенькая одностволка ) придавало уверенности сыну и он радостно нёс её на плече . Правда вскоре попытался от него отделаться , страшно с непривычки ныло плечо . А пока не попробовал всё не верил , что с каждым пройденным километром вес ноши увеличивается на один килограмм .   Всё таки пока сам не попробуешь , всё кажется сказкой и с трудом вериться , что мы здесь и идём шагаем по тайге . Никите предстояла первая ночёвка в тайге без палатки . Ладно – я забрал ружьё . Без собаки , а Зулуса мы с собой не взяли , да он особо и не настаивал , оно похоже больше на палку и в этом случае предпочтительнее пистолет .

Не так много весит , меньше в размере , да и застрелиться ( шутка !!! ) из него проще .  Но учитывая то , что не так давно мы видели в 10 метрах от себя медведя , который очевидно собирал ягоду вдоль берега озера и не сразу заметил нашу лодку , то ружьё будет не лишним в нашем походе . До этого дичи практически не было видно , если не считать зайцев , которые соревновались в скорости с нашей ГТСкой . Да и сейчас мы прошли уже порядка 4 км , а воздух так и не  содрогнулся от тяжёлых крыльев глухаря или тетёры . Даже рябчики куда-то подевались .  Скоро мы вышли на берег Нижнего Ёрноозера  . Обогнули мыс и выскочили на просеку , по которой и побежали , благо азимут совпадал с направлением нашего движения . Ещё несколько часов и мы на Ёрне . Небольшой перекус , чаепитие ,  просушка портянок и мы готовы к рыбалке .  Первые забросы блесны и сразу поклёвка . Окунь !? Да ещё и довольно приличный , до 500 граммов .  Вот тебя нам только и не хватало ! Мы сюда пёрлись за другой рыбой . Где Хариус , Сёмга , Кумжа , Язь на крайний случай ? До моста я взял трёх Хариусков . У Никиты клюёт только окунь и щука . Вот этого добра здесь полно .  Я поймал щурёнка размером с небольшую вертушку , а крупная щука выпрыгивала сама на берег в погоне за блесной.

Такую рыбу мы не брали и отпускали её обратно , прямо как в роликах  - Диалоги о рыбалке.  Таким образом мы добрались до среднего течения реки . Рыбы было много , вот только нужной нам практически не было . Ещё два Хариуса и всё !! Одной щуки почти на 2 кг,

нам хватило  , чтобы поужинать . Правда у Никиты взяло что-то приличное , похоже на Кумжу или Лоха , но трещётка не сработала и рыбина ловко оборвала японскую леску 0,31 .  Ночевать решили в бору . Усталость была страшная и утром решили возвращаться обратно , тем более , что погода резко менялась .  Нарубили лапника , разожгли костёр , щуку на рогатки , грибной супчик , чаёк и спать .

Ночью было довольно прохладно и мне пришлось периодически подбрасывать в огонь дрова , дабы не замёрзнуть .  Утро встретило нас небольшим ветром , но было ещё солнечно .  Обратная дорога  была без рыбалки , что – то больше не хотелось пробираться к реке – щука с окунем нас больше не интересовали .  Мы собирали грибы и ели ягоду . Грибов в это время было мало , а вот черники с брусникой хоть ж…  ешь , что мы и делали !!!

На обратном пути Никита нёс ружьё и нам стала попадаться дичь . Несколько раз видели взлетающих Косачей и пару Чёрных Глухарей , да и рябчики стали перепархивать с берёзы на берёзу. Вот только близко они нас не подпустили .  По всей тайге егеря понатыкали плакатов , предупреждающих , что Вы находитесь в Заказнике .  А где собственно заказник ? Рыба исчезла , дичи нет  , везде костровища и пустые банки . Лучше бы на самом деле  помогали тайге – малька выпускали , дичь подкармливали зимой .

Ну да ладно !!! Скоро мы вышли к Чаячьим озёрам . Вот где красота не описуемая !!!

Чистейшая вода , сосновый бор вокруг  . Вот только погода окончательно испортилась . Сильный ветер и пошёл дождь . Мы не стали пережидать непогоду и отправились в направление избы на Верхней Ёрне .  Мы шли вдоль озёр и вскоре вышли на Ёрну , ту что между озёрами , ну а там и до устья не далеко . Естественно промокли  до .. вообщем Вам по пояс будет , а тут ещё никак не можем форсировать реку , чтобы добраться до избы . Пришлось почти в плавь . Вот здесь я и замочил фотоаппарат , что в дальнейшем привело к его торжественному сожжению на костре . Хорошо , что у Вовки тоже был фотик , а то мы бы остались без фотографий , которые Вы можете наблюдать . А тогда мы быстро развели костёр в избе , сварили себе макарон  , согрелись и обсушились , а вечером нас забрал Вовка на моторке .  Вот так относительно удачно закончилась наша прогулка .  Погода окончательно скурвилась и мы начали собираться в Тучкино .  В сетки рыба практически не шла , ловилась щука исключительно на жерлицу , да окунь с сарогой на всё подряд , правда и те стали клевать не охотно . Пора домой . У нас была солёная рыба ( сиг )  , коптили периодически  на пропитание , тем более что хлеба уж неделю как не было . В последний день завели коптильню . ( Смотри Здесь ) . Ну что же есть , что до дому привезти . Пора в обратный путь . С утра загрузились .

На Верхнем озере Вовка встретил  знакомого , кстати и моего тоже , который в обмен на нашу палатку предоставил доступ к своему балку на Тучкино .  По Падуну пробирались практически всю дорогу на моторе . Небольшие завалы были распилены и мы их форсировали с ходу . Через три часа мы уже на мосту через Падун .

Мы опоздали на нашу машину , которая должна была вывезти нас через пикет на Тучкинском ручье . Пришлось договариваться с дорожниками . У нас была рыба , а она в этих местах делает чудеса . Несколько солёных сигов , копчённые щука и окунь и мы уже заводим свои тачки на Тучкино . Водитель ГАЗ-53 Вася за час проехав 15 км , доставил нас в посёлок . Спасибо ему большое . Тут же мы пригнали свои авто к месту дислокации , ну а дальше всё по плану . Ужин , баня и мы чистые и сытые ждём наступления утра !!!

Утром машины завелись , Никита за руль и мы на пути В Архангельск . Без приключений естественно не обошлось . На подъёме старый москвич заглох , при этом правда вытянув нас за гору . Мы пытались его реанимировать , но пациент скорее был мёртв , чем жив . Пришлось буксировать его на верёвке . Пока тащили машину до переправы я страшно замёрз , печка не работала , а акккамулятор сдох . Вовка на своей Шкоде тащил меня на скорости около 90 , поэтому , естественно передок москвича сильно побило булыжниками , вылетавшими из под колёс передней машины . Мы это увидели тогда , когда остановились перед понтоном утеплиться . В кафешке решили перекусить . Когда выщли немного согревшиеся и сытые обнаружили , что одно из колёс москвича пробито . Хорошо запаска была . Вот так и тащились до города . Из Архангельска , где мы , с благодарностью , вернули машину Ромы Ошарова , благополучно приехали в Северодвинск . Здесь мы славно отметили удачное возвращение . Пообщались с Лией Михайловной Чужегиной , Иркой Потаниной , Сорокиной Галкой . Съездили в Лахту , где увиделись с Игорем Смоком и Курбатовым Вовкой . Были на могилке Сашки Шмерина . Выпели горькую за упокой его бродячей души .

Да многое успели за эти три дня , которые мы провели в Северодвинске .  Спасибо Вовке и Лийке Смородиным за приём и терпение . И вот мы уже стоим на пероне Архангельского вокзала в ожидании поезда Архангельск – Москва .  До свидания  Русский Север . Когда ещё мы все увидимся ?  Через три дня мы были уже во Владикавказе, ели три пирога , пили пиво с благодарностью всевышнему за благополучное своё возвращение .

А через неделю душа снова рвётся на Север !!  Может стоит просто туда переехать !!???

В июле 2012 года едем снова на Север . Теперь беру с собой обеих сыновей , так что ждите новых фоток и моего рассказа о путешествии ....